Заслушав и обсудив информацию исполняющего обязанности министра труда и социального развития Краснодарского края Д.А. Ирхина о ходе реализации Закона Краснодарского края от 31 мая 2005 года N 880-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" (далее также - Закон края), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
В целях законодательного закрепления поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае также приняты и реализуются законы Краснодарского края от 29 декабря 2007 года N 1370-КЗ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Краснодарском крае", от 13 октября 2009 года N 1836-КЗ "О мерах государственной поддержки семейных форм жизнеустройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", от 19 июля 2011 года N 2312-КЗ "О патронате в Краснодарском крае", от 30 апреля 2019 года N 4016-КЗ "О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей) на территории Краснодарского края" и иные нормативные правовые акты.
С целью реализации Закона края органы государственной власти Краснодарского края осуществляют работу по таким направлениям, как создание для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственных организаций, а также благоприятных условий для развития семейных форм воспитания и жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение дополнительных гарантий их прав на имущество и жилое помещение (приобретение жилья, единовременное пособие на ремонт жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, единовременное пособие на государственную регистрацию права собственности), обеспечение дополнительных гарантий права на образование, труд и на социальную защиту от безработицы, на отдых и оздоровление, поддержка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в их социальной адаптации и реабилитации.
Постоянным комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи совместно с членами экспертно-консультативного совета при комитете и профильным комитетом Совета молодых депутатов Краснодарского края были осуществлены выезды в отдельные муниципальные образования края с целью посещения государственных организаций для детей-сирот, а также проведены совещания в формате видео-конференц-связи, направленные на изучение принимаемых в Краснодарском крае мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты).
В настоящее время на территории Краснодарского края финансирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа осуществляется в рамках государственных программ Краснодарского края "Социальная поддержка граждан", "Дети Кубани", "Развитие образования", "Содействие занятости населения". Ежегодно увеличивается объем средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов на эти цели (в 2018 году - 6925,2 млн. рублей, в 2019 году - 8036,6 млн. рублей, в 2020 году - 9171,2 млн. рублей).
По состоянию на 1 октября 2020 года в Краснодарском крае проживает 14039 детей-сирот. Министерством труда и социального развития Краснодарского края совместно с органами местного самоуправления в Краснодарском крае проводится работа по созданию благоприятных условий для развития семейных форм устройства детей-сирот. Таким образом, доля детей-сирот, устроенных на воспитание в семьи в Краснодарском крае, составляет 97,8 процента, что превышает среднероссийский показатель (89 процентов). Так, 13728 детей воспитываются в 8084 замещающих семьях, из них 5791 ребенок находится под опекой и попечительством в 4816 семьях, 7870 детей воспитываются в 3226 приемных семьях, 67 детей проживает в 42 патронатных семьях, 279 детей состоят на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, 32 ребенка не устроены по состоянию на 1 октября 2020 года (так как месячный срок жизнеустройства не истек).
Приоритетной формой устройства детей в крае остается усыновление. Всего в крае в 3677 семьях проживают 3963 усыновленных ребенка, из которых 731 ребенок проживает в 659 семьях на постусыновительном контроле (в течение трех лет).
Доля вновь выявленных детей-сирот, устроенных на воспитание в семьи в Краснодарском крае, превышает среднероссийские показатели и составляет 93 процента (среднероссийский показатель - 74,9 процента). По состоянию на 1 октября 2020 года из 917 вновь выявленных детей-сирот устроены в семьи 855 детей.
На учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, содержатся сведения о 279 воспитанниках организаций для детей-сирот. При этом доля таких ребят в крае ежегодно снижается (2017 год - 2,6 процента, 2018 год - 2,3 процента, 2019 год - 1,9 процента) и в текущем году составляет 1,9 процента.
В Краснодарском крае во всех муниципальных районах и городских округах созданы обособленные подразделения отдела работы с приемными семьями государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краевой методический центр" (далее - подразделения), осуществляющие обучение граждан в соответствии с единой программой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Программа рассчитана на 80 часов, в рамках обучения слушатели получают необходимые знания по возрастной психологии, правилам бесконфликтного общения в семье, проходят тренинги и индивидуальное консультирование. Обучение по указанной программе носит заявительный характер и организуется ежегодно.
За 9 месяцев 2020 года численность граждан, приступивших к занятиям, составила 1454 человека, из них 780 человек окончили обучение и получили свидетельства.
Специалисты подразделений также осуществляют психолого-педагогическое сопровождение семей опекунов (попечителей), приемных и патронатных семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей. За 9 месяцев 2020 года специалистами подразделений проведены более 33 тыс. консультаций по вопросам адаптации детей в семье, воспитания, обучения и развития детей. Для приемных родителей, опекунов (попечителей) несовершеннолетних организованы 577 мероприятий (тренинги, "круглые столы" и другие мероприятия), на которых обсуждались методы воспитания детей и их влияние на поведение подростков. Всего в 2017 - 2020 годах повысили свою компетентность 2234 замещающих родителя.
Особое внимание органы опеки и попечительства уделяют подбору приемных родителей при передаче на воспитание детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Как правило, приемные родители имеют медицинское образование либо опыт воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить положительный опыт в этом вопросе отделов по вопросам семьи и детства администраций муниципальных образований город Армавир, город Горячий Ключ, Белореченский, Ейский, Курганинский, Ленинградский, Павловский, Тбилисский и Тимашевский районы.
В крае уделяется значительное внимание социальной поддержке детей-сирот, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), приемных и патронатных семьях. Законодательством Краснодарского края предусмотрены меры социальной поддержки замещающих семей в виде ежемесячного пособия на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждения приемным родителям и патронатным воспитателям. Такие меры поддержки назначаются дифференцированно с учетом возраста и состояния здоровья несовершеннолетних.
Также в крае установлено единовременное денежное пособие гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей) на территории Краснодарского края, в размере 300 тыс. рублей, а в случае усыновления ребенка-инвалида - 500 тыс. рублей.
В настоящее время в Краснодарском крае осуществляют свою деятельность 10 государственных организаций для детей-сирот (3 детских дома, 1 комплексный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 4 детских дома-интерната для умственно отсталых детей, 2 общеобразовательные школы-интерната, в том числе с профессиональным обучением), подведомственных министерству труда и социального развития Краснодарского края. В этих учреждениях круглосуточно пребывают 497 человек (в том числе дети-сироты и дети, имеющие родителей), а также в общеобразовательных школах в 2020/2021 учебном году обучаются 196 приходящих учащихся из замещающих и кровных семей.
В Краснодарском крае функционируют 3 государственных казенных учреждения здравоохранения, являющихся специализированными домами ребенка, подведомственными министерству здравоохранения Краснодарского края. Коечный фонд домов ребенка составляет 245 мест.
Дома ребенка являются медицинскими организациями, созданными для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической, социальной и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей с рождения и до четырехлетнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей (законных представителей) и временно помещенных в дома ребенка.
В каждом доме ребенка действуют попечительские советы и созданы благоприятные условия для пребывания детей, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, физическому развитию детей. Обеспечено совместное пребывание детей, поступивших в дом ребенка из одной семьи.
По итогам анализа обеспеченности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственными учреждениями и центрами депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края отмечают, что действующей в настоящее время сети учреждений для детей-сирот достаточно для качественного оказания услуг несовершеннолетним в соответствии с законодательством.
С целью обеспечения гарантий на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, в 2020 году предусмотрено 404,2 млн. рублей, в том числе на выплату государственной социальной стипендии - 71,5 млн. рублей, а также обучающимся за счет средств краевого бюджета по очной форме обучения в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, предусмотрено 493,0 тыс. рублей, в том числе на выплату государственной социальной стипендии - 142,1 тыс. рублей.
Указанные средства направляются на полное государственное обеспечение (предоставление бесплатного питания, комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря); на обеспечение выпускников одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием; на выплату ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей; на обеспечение бесплатного проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатного проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
В рамках обеспечения дополнительных гарантий права на труд и на социальную защиту от безработицы по состоянию на 1 октября 2020 года в государственные казенные учреждения Краснодарского края - центры занятости населения в муниципальных образованиях обратились 540 граждан из категории детей-сирот и лиц из их числа (в 2018 году - 825 человек, в 2019 году - 829 человек). Из числа обратившихся трудоустроено 193 гражданина данной категории.
По состоянию на 1 октября 2020 года предоставлены услуги по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройству, прохождению профессионального обучения и получению дополнительного профессионального образования 360 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа (в 2018 году - 833 детям-сиротам, в 2019 году - 774 детям-сиротам).
На профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в текущем году центрами занятости населения направлено 14 детей-сирот для обучения профессиям "кассир", "младший воспитатель", "охранник", "продавец продовольственных товаров", "повар", "электрогазосварщик", "электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования" и другим (в 2018 году профессиональное обучение прошли 29 человек, в 2019 году - 34 человека).
В государственном автономном общеобразовательном учреждении Краснодарского края "Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением" в 2020/2021 учебном году 71 человек осваивает адаптивные общеобразовательные программы профессионального обучения по профессиям "швея", "вышивальщица", "столяр строительный", "каменщик", "рабочий зеленого хозяйства", "социальный работник", "облицовщик-плиточник".
Пособие по безработице назначено 329 гражданам из категории детей-сирот (в 2018 году - 382 гражданам, в 2019 году - 384 гражданам).
Одной из важнейших и приоритетных задач является обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Формирование специализированного жилищного фонда для обеспечения детей-сирот осуществляется муниципальными образованиями края путем строительства и приобретения жилых помещений по результатам проведения закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
За период 2018 и 2019 годов были выделены средства в размере 2704,4 млн. рублей (2250,0 млн. рублей из краевого бюджета и 454,4 млн. рублей из федерального бюджета), обеспечены жилыми помещениями 1746 детей-сирот. В 2020 году объем финансирования из краевого бюджета увеличен по сравнению с 2019 годом на 511,2 млн. рублей. Всего в 2020 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот направлены средства в размере 2291,3 млн. рублей (280,1 млн. рублей из федерального бюджета и 2011,2 млн. рублей из краевого бюджета). За счет указанных средств планируется обеспечить жильем 1481 сироту. Следует отметить, что объем выделяемых из краевого бюджета средств значительно превышает размер субсидий федерального бюджета.
В целях осуществления контроля за использованием детьми-сиротами, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставленных им жилых помещений специализированного жилищного фонда утвержден порядок проведения проверок нанимателей жилых помещений и предусмотрена разработка индивидуального плана оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации в случае выявления такой ситуации у детей-сирот.
Уполномоченные органы местного самоуправления оказывают содействие нанимателям в преодолении трудной жизненной ситуации путем выдачи рекомендаций по организации быта, содействуют в социальной адаптации и реабилитации в форме оказания психологической и юридической помощи. На 1 июля 2020 года общая численность детей-сирот, вселенных в жилые помещения и находящихся на сопровождении в уполномоченных органах местного самоуправления, составляет 4876 человек.
Как положительную можно отметить практику введения на территории Краснодарского края дополнительных мер в виде предоставления единовременных пособий на ремонт жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам, и государственной регистрации права собственности, что позволяет уменьшить число детей-сирот, включенных в список на обеспечение жильем.
В 2018 и 2019 годах 67 детям-сиротам были предоставлены единовременные пособия на государственную регистрацию права собственности на закрепленные за ними жилые помещения на сумму 340,9 тыс. рублей. В 2020 году государственной программой Краснодарского края "Дети Кубани" на выплату единовременных пособий предусмотрены средства в размере 202,8 тыс. рублей. Денежные средства распределены между 27 муниципальными образованиями (на оформление в собственность 39 жилых помещений).
За период 2018 и 2019 годов 59 детям-сиротам были предоставлены единовременные пособия на ремонт жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, на сумму 5760,0 тыс. рублей. В 2020 году на выплату единовременных пособий на ремонт жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам на праве собственности, предусмотрены средства в размере 3498,0 тыс. рублей 23 муниципальным образованиям (на ремонт 32 жилых помещений).
Право на отдых и оздоровление является одним из основных гарантированных прав ребенка. По состоянию на 1 октября 2020 года в организациях отдыха детей и их оздоровления оздоровлены 2611 детей-сирот (в 2018 году - 4083 ребенка, в 2019 году - 4275 детей), а также 65 воспитанников организаций для детей-сирот (в 2018 году - 93 ребенка, в 2019 году - 71 ребенок), на данные цели выделено бюджетное финансирование на сумму 114,8 млн. рублей (в 2018 году - 103,7 млн. рублей, в 2019 году - 131,1 млн. рублей).
С учетом обстановки, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), детская оздоровительная кампания в Краснодарском крае началась с 1 июля 2020 года.
В рамках государственной программы Краснодарского края "Дети Кубани" ежегодно из краевого бюджета выделяются средства на осуществление подвоза детей-сирот к месту лечения и обратно в санаторно-курортные организации. В 2020 году на эти цели выделены из краевого бюджета 1675,0 тыс. рублей (в 2018 году -1214,0 тыс. рублей, в 2019 году -1420,0 тыс. рублей).
Постинтернатное сопровождение специалистами органов опеки по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в том числе по следующим направлениям: оказание социальной и психологической помощи при социальной адаптации (услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, планирование личного бюджета), содействие в преодолении трудной жизненной ситуации, помощь в трудоустройстве.
Во всех муниципальных образованиях края для детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях, организуются совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних органов внутренних дел тематические семинары, правовые лектории, посвященные основным положениям Конвенции о правах ребенка, уголовной и административной ответственности несовершеннолетних. В 2019 году в муниципальных образованиях края органами опеки и попечительства проведены 106 указанных мероприятий, в которых приняли участие около 2 тыс. человек, в том числе 493 ребенка.
На информационных стендах органов опеки в открытой и доступной форме размещается информация об участниках государственной системы бесплатной юридической помощи, о видах юридической помощи, категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и вопросах, по которым они могут обратиться.
Актуальной является работа органов исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае, институтов гражданского общества по профилактике социального сиротства, повышению ответственности родителей за воспитание своих детей, формированию сознательного родительства.
Вместе с тем отмечаются следующие основные недостатки в проводимой органами местного самоуправления работе.
Органы местного самоуправления некоторых муниципальных образований заключают муниципальные контракты на приобретение жилых помещений для детей-сирот в последние месяцы года, что приводит к риску незаселения детей-сирот в жилые помещения до конца соответствующего финансового года. В 2020 году это характерно для таких муниципальных образований, как город-курорт Сочи, город-курорт Анапа, город Армавир, Ейский, Калининский, Тихорецкий и Усть-Лабинский районы.
Ряд органов местного самоуправления муниципальных образований приобретают жилые помещения на вторичном рынке в многоквартирных домах с высоким сроком эксплуатации, что приводит к дополнительным расходам местных бюджетов на устранение выявленных скрытых дефектов.
Несмотря на проводимую органами местного самоуправления разъяснительную работу с детьми-сиротами по вопросу необходимости содержания в надлежащем порядке предоставленных им жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и соблюдения в целом условий договора найма специализированного жилого помещения, у нанимателей имеется задолженность по оплате за наем и коммунальные услуги. Наибольшая задолженность по оплате за наем жилья, переданного сиротам, сложилась в муниципальных образованиях Выселковский район - 1169,9 тыс. рублей, Тихорецкий район - 715,7 тыс. рублей, Усть-Лабинский район - 1522,9 тыс. рублей. Наибольшая задолженность по оплате за коммунальные услуги, потребляемые сиротами, сложилась в муниципальных образованиях Гулькевичский район - 3240,0 тыс. рублей, Тихорецкий район - 3914,0 тыс. рублей, Усть-Лабинский район - 3242,7 тыс. рублей.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию исполняющего обязанности министра труда и социального развития Краснодарского края Д.А. Ирхина о ходе реализации Закона Краснодарского края от 31 мая 2005 года N 880-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" принять к сведению.
2. Рекомендовать министерству труда и социального развития Краснодарского края:
1) совместно с органами местного самоуправления в Краснодарском крае продолжить работу по популяризации здоровой и крепкой семьи, укреплению семейных ценностей, формированию сознательного и ответственного родительства, профилактике социального сиротства, в том числе во взаимодействии с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) продолжить работу по разработке программ, направленных на увеличение числа граждан - кандидатов в опекуны (попечители), приемные родители, граждан, готовых к принятию на воспитание в свою семью детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) продолжить работу по развитию службы социального сопровождения замещающих семей в целях оказания усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям и патронатным воспитателям своевременной правовой, медико-социальной и психолого-педагогической помощи;
4) продолжить работу по содействию детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в трудоустройстве путем предоставления государственных услуг в сфере занятости населения.
3. Рекомендовать министерству финансов Краснодарского края предусматривать финансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, направленное на сокращение числа правополучателей, состоящих в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
4. Рекомендовать министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края провести методическую работу с администрациями государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений с целью системного и комплексного информирования законных представителей детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), а также переданных на воспитание в приемную семью), выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений края об условиях поступления в профессиональные образовательные организации.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления в Краснодарском крае:
1) укреплять взаимодействие с органами и учреждениями, осуществляющими правовую, медико-социальную и психолого-педагогическую поддержку граждан, в целях оказания помощи замещающим семьям;
2) усилить контроль в части обеспечения сохранности жилья, принадлежащего детям-сиротам на праве собственности;
3) обеспечить действенный контроль за целевым, эффективным и своевременным расходованием денежных средств, направляемых из краевого и федерального бюджетов на приобретение, строительство, в том числе участие в долевом строительстве, жилых помещений, принять исчерпывающие меры по исполнению муниципального контракта в установленные сроки в 2020 году;
4) обращать особое внимание на качество приобретаемого жилого помещения, соответствующего установленным санитарным и техническим нормам;
5) при строительстве жилья усилить контроль за соблюдением подрядчиками графика проведения строительных работ, организовать претензионную работу по исполнению заключенных муниципальных контрактов при нарушении сроков и качества выполненных работ;
6) усилить разъяснительную работу в части погашения нанимателями жилых помещений специализированного фонда задолженности по оплате за наем и коммунальные услуги;
7) проводить конкурсные процедуры по закупке жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не позднее третьего квартала финансового года;
8) принять исчерпывающие меры по обеспечению сохранности жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
11 декабря 2020 года
N 2055-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 11 декабря 2020 г. N 2055-П "О ходе реализации Закона Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае"
Вступает в силу с 11 декабря 2020 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 16 декабря 2020 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 17 декабря 2020 г. N 2300202012170001