Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к Методическим рекомендациям по созданию
организаций, уполномоченных в сфере
организации дорожного движения
Типовое положение структурного подразделения анализа и моделирования транспортных и пешеходных потоков
1. Общие положения
1.1. Подразделение анализа и моделирования транспортных и пешеходных потоков является составной производственной частью штатной структуры Организации.
1.2. В своей деятельности структурное подразделение (далее - СП) моделирования транспортных и пешеходных потоков руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами, организационно-правовыми документами регионального и муниципального значения, требованиями промышленной безопасности, охраны труда и защиты окружающей среды, стандартами и другими нормативными документами, методическими и инструктивными материалами, требованиями промышленной безопасности, охраны труда и защиты окружающей среды, стандартами и другими нормативными документами, методическими и инструктивными материалами;
- Уставом Организации, приказами его руководителя;
- настоящим Положением.
1.3. При изменении организационной структуры Организации, дополнении, уточнении и/или перераспределении основных задач и функций СП, настоящее Положение может быть изменено и дополнено.
2. Основные задачи
2.1. Предварительный анализ и выбор средств программного обеспечения для моделирования, в том числе:
- обозначение целей и задач разрабатываемого проекта организации движения;
- выявление наиболее проблемных участков, узлов, сегментов и перегонов, элементов обустройства, технических средств регулирования в том числе с точки зрения влияния на устойчивое функционирование сети в целом;
- ранжирование проблемных элементов сети в зависимости от уровней обслуживания, задержек, и других показателей;
- предварительный прогноз развития ситуации с дорожным движением на рассматриваемом участке с учетом темпов роста автомобилизации, существующих планов развития территории и транспортной инфраструктуры на краткосрочный и среднесрочный период;
- планирование состава работ и формулировка задачи модельного эксперимента;
- подбор наиболее подходящих методов моделирования и программного обеспечения;
- выработка предварительных рекомендаций по совершенствованию организации дорожного движения на рассматриваемом участке, увеличению его пропускной способности, снижению величины задержек, повышению безопасности и т.д.;
2.2. Сбор и подготовка исходных данных для построения модели, а также ввод полученных данных в модель, в том числе:
- подготовка полного набора качественных исходных данных, необходимых для построения модели (необходимые типы исходных данных, выбранные технологии проведения замеров, расположение мест проведения замеров, временной промежуток замеров, прочие источники данных)*;
- ввод полученных данных в модель согласно руководствам к конкретным программным продуктам;
2.3. Верификация и валидация модели, в том числе:
- проверка отсутствия ошибок непосредственно при вводе численных параметров;
- уточнение корректности базовых настроек и соотношений элементов модели;
- учет специфических факторов;
- проведение сравнительного анализа наблюдаемых выходных характеристик реальной системы и итоговых данных, получаемых в результате выполнения имитационных экспериментов над компьютерной моделью;
2.4. Выполнение экспериментов, интерпретация и анализ их результатов, в том числе:
- внесение изменений в модель согласно разработанным планам мероприятий;
- проведение серии экспериментов;
- обработка полученных наборов статистических показателей качества функционирования рассматриваемых вариантов схем организации дорожного движения и сравнение с базовым сценарием или между собой;
- разработка предложений по корректировке предлагаемых проектных решений (при необходимости);
- оценка предлагаемых проектных решений на основе результатов моделирования;
2.5. Прогнозирование и построение модели перспективной ситуации, в том числе:
- осуществление прогноза уровня транспортной нагрузки на перспективу с использованием макромодели транспортного спроса. В случае отсутствия такой модели использование экстраполяционных моделей, основанных на существующих тенденциях с учетом перспектив изменения структуры спроса;
- оценка адекватности полученных прогнозных значений нагрузки с точки зрения возможности физически прибыть в зону моделирования;
- анализ и учет возможных изменений в рамках других проектов, которые могут оказать влияние на рассматриваемый участок;
- моделирование перспективных проектов развития транспортной системы города с использованием транспортной модели;
- запуск модели с перспективным спросом и анализ на наличие неоправданно высоких задержек;
- подробная опись изменений в отчетной документации
2.6. Формирование отчетных материалов, в том числе:
- формирование ведомостей, форм учета исходных данных;
- документирование решений, принятых в процессе построения модели;
- составление отчета по результатам проведения моделирования в рамках разработки ПОДД**;
2.7. Сопровождение модели, актуализация данных, в том числе:
- актуализация информационных ресурсов автоматизированной системы мониторинга транспортных потоков и дорожно-транспортных условий;
- накопление и актуализация информации для системы мониторинга транспортных потоков и отраслевых баз данных;
3. Структура подразделения моделирования транспортных и пешеходных потоков
3.1. Подразделение моделирования транспортных и пешеходных потоков возглавляется начальником СП.
3.2. Начальник СП назначается и освобождается от замещаемой должности приказом руководителя Организации.
3.3. Штатное расписание подразделения моделирования транспортных и пешеходных потоков утверждается руководителем Организации, исходя из распределения функций между СП Организации.
3.4. Обязанности, права и ответственность, а также оплата труда работников СП, устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, должностными инструкциями, трудовыми договорами (контрактами) и другими нормативными актами Организации.
4. Функции
В соответствии с основными задачами на СП возложены следующие функции:
4.1. Исследование закономерностей движения транспортных потоков в реальных дорожных условиях.
4.2. Расчет пропускной способности, скорости и продолжительности движения автомобилей при различных интенсивностях движения для применения при проектировании новых дорог и оценки дорог, находящихся в эксплуатации.
4.3. Расчет параметров эффективности организации дорожного движения, характеризующих потерю времени (задержку) в движении транспортных средств и (или) пешеходов.
4.4. Расчет основных параметров дорожного движения, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.12.2018 N 479 (зарегистрирован Минюстом России 24.01.2018, регистрационный N 49743).
4.5. Обоснование управленческих решений на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях управления дорожным движением.
4.6. Оценка эффективности используемых методов организации дорожного движения.
4.7. Исследование пассажиро- и грузопотоков.
4.8. Анализ существующей организации движения транспортных средств и пешеходов на территории, в отношении которой осуществляется разработка КСОДД, включая описание организации движения маршрутных транспортных средств, размещения мест для стоянки и остановки транспортных средств, объектов дорожного сервиса.
4.9. Прогноз изменения социально-экономических и демографических показателей (численность населения, численность работников и т.д.) на территории моделирования.
4.10. Моделирование (описание) геометрических и транспортно-эксплуатационных параметров улично-дорожной сети и транспортных потоков, схем и организации дорожного движения, движения пешеходов и общественного транспорта, а также автоматизированных систем управления дорожным движением.
4.11. Моделирование вариантов сценариев и стратегий управления комплексных автоматизированных систем управления дорожным движением, в том числе адаптивных локальных и сетевых алгоритмов.
4.12. Расчет транспортного и пассажирского спроса на передвижения потоков с помощью статического транспортного (в том числе четырехстадийного мультимодального) моделирования функционирования транспортной системы.
4.13. Получение исходных данных для построения матрицы корреспонденций транспортных потоков по всей улично-дорожной сети города.
4.14. Получение данных по суточной динамике изменения интенсивности движения в выбранных сечениях улично-дорожной сети.
4.15. Получение данных по экологическому ущербу от дорожного движения на опорной сети улиц и дорог города.
4.16. Получение данных, необходимых для прогнозирования развития дорожно-транспортной ситуации на перспективу 3-5 лет.
4.17. Моделирование локальных объектов транспортной инфраструктуры.
4.18. Моделирование при развитии интеллектуальной транспортной системы.
4.19. Оценка уровня потенциальной опасности на объекте проектирования при принятии решений по организации и управлению движением.
4.20. Расчет интенсивности движения различных категорий участников движения и уровень загрузки элементов улично-дорожной сети.
4.21. Моделирование и определение параметров, характеризующих уровень транспортного обслуживания отдельных территорий и/или объектов.
4.22. Определение параметров, необходимых для расчета экономических потерь при осуществлении дорожного движения транспортных средств и пешеходов, а также оценки воздействия от автомобильного транспорта на окружающую среду.
4.23. Прогнозирование перераспределения транспортных потоков в результате внешних воздействий на участки улично-дорожной сети.
4.24. Моделирование межрайонных корреспонденций, классификация передвижений по цели поездки.
4.25. Анализ распределения транспортных потоков по сети при строительстве и реконструкции (расширении) участков дорог, при закрытии отдельных элементов сети, изменении условий движения, изменении маршрутной сети и расписаний движения городского общественного пассажирского транспорта (далее - ГОПТ).
4.26. Прогноз перераспределения потоков с учетом фактора времени.
4.27. Анализ показателей работы отдельных перекрестков, небольших участков магистралей.
4.28. Моделирование эксплуатационных показателей общественного транспорта, вычисление уровня обслуживания населения.
4.29. Маршрутизация распределения поездок по времени, видам транспорта и участкам дорожной сети.
4.30. Восстановление матриц транспортных корреспонденций по данным наблюдений.
4.31. Выявление наиболее проблемных участков, узлов, сегментов и перегонов, элементов обустройства, технических средств регулирования в том числе с точки зрения влияния на устойчивое функционирование сети в целом;
4.32. Ранжирование проблемных элементов сети в зависимости от уровней обслуживания, задержек, и других показателей.
4.33. Предварительный прогноз развития ситуации с дорожным движением на рассматриваемом участке с учетом темпов роста автомобилизации, существующих планов развития территории и транспортной инфраструктуры на краткосрочный и среднесрочный период.
4.34. Выработка рекомендаций по совершенствованию организации дорожного движения на рассматриваемом участке и увеличению его пропускной способности.
4.35. Моделирование велосипедных потоков в условиях смешанного движения с автомобилями и пешеходами.
4.36. Моделирование предоставления общественному пассажирскому транспорту приоритета в дорожном движении, обустройства "перехватывающих парковок" и др.
4.37. Рассмотрение в установленном порядке поступивших в Организацию проектов организации движения, жалоб граждан и заявлений различных организаций с предложениями по вопросам, входящим в компетенцию СП, принятие по ним необходимых мер в сроки, установленные законодательством.
4.38. Участие в межрегиональном и международном научно-техническом сотрудничестве Организации по вопросам улучшения системы организации дорожного движения; изучение и подготовка предложений по возможности внедрения передового зарубежного опыта и опыта других регионов России.
5. Права
Подразделение моделирования транспортных и пешеходных потоков имеет право:
5.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений Организации необходимую информацию и документы для качественного и своевременного выполнения возложенных на подразделение моделирования транспортных и пешеходных потоков задач и функций, а также распоряжений и поручений руководителя Организации.
5.2. Направлять структурным подразделениям Организации документы, материалы и другую информацию по вопросам, находящимся в ведении подразделения моделирования транспортных и пешеходных потоков.
5.3. Привлекать в установленном порядке другие структурные подразделения Организации, а также высококвалифицированных специалистов (экспертов) сторонних организаций (по согласованию) к решению задач, возложенных на подразделение моделирования транспортных и пешеходных потоков.
5.4. Принимать участие в проводимой Организацией работе по подготовке проектов нормативных документов, методических материалов, стандартов и организации проведения необходимых мероприятий по вопросам, касающимся деятельности СП.
5.5. Информировать руководителя Организации обо всех недостатках, выявленных в процессе осуществления возложенных на СП функций, вносить предложения и принимать необходимые меры по их устранению.
5.6. Вести переписку с другими структурными подразделениями Организации, а также сторонними организациями по вопросам, входящим в компетенцию подразделения моделирования транспортных и пешеходных потоков.
5.7. Проводить совещания, выпускать методические, инструктивные и нормативные материалы, консультировать по вопросам, относящимся к деятельности СП.
5.8. Готовить предложения о внесении изменений и дополнений в настоящее Положение об изменении структуры и штата СП, приеме, перемещении и увольнении работников, установлении им должностных окладов, применении мер материального и морального поощрения, а также привлечении работников к дисциплинарной ответственности.
5.9. Конкретные права начальника подразделения моделирования транспортных и пешеходных потоков и его сотрудников, входящих в состав СП, устанавливаются соответствующими должностными инструкциями.
6. Взаимодействие с другими структурными подразделениями
6.1. В процессе решения поставленных задач, выполнения возложенных функций и реализации предоставленных прав подразделение моделирования транспортных и пешеходных потоков взаимодействует со структурными подразделениями Организации посредством обмена информацией, получения и передачи документов, необходимых для осуществления совместных, согласованных и встречных действий, обусловленных направлениями его деятельности.
6.2. Подразделение моделирования транспортных и пешеходных потоков взаимодействует со всеми структурными подразделениями Организации по вопросам, относящимся к её компетенции.
7. Ответственность
СП несет ответственность за:
7.1. Обеспечение выполнения основных задач и функций, установленных настоящим Положением.
7.2. Своевременное и качественное выполнение распоряжений руководителя Организации.
7.3. Достоверность и полноту предоставляемой информации, подготавливаемых материалов и документов.
7.4. Соблюдение действующих законодательных и нормативных правовых: актов, локальных нормативных материалов.
Персональная ответственность начальника подразделения моделирования транспортных и пешеходных потоков и его сотрудников, входящих в состав СП, устанавливается соответствующими должностными инструкциями.
Настоящее Положение разработано, исходя из утвержденной организационной структуры и в соответствии с Уставом Организации.
_____________________________
* "Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Использованию программных продуктов математического моделирования транспортных потоков при оценке эффективности проектных решений в сфере организации дорожного движения" (согласованы Минтрансом России 13.07.2017)
** "Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Использованию программных продуктов математического моделирования транспортных потоков при оценке эффективности проектных решений в сфере организации дорожного движения" (согласованы Минтрансом России 13.07.2017)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.