Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Т.А. Павлюк к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Т.А. Павлюк оспаривает конституционность следующих положений:
пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которому порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации; порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", согласно которой за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Как следует из представленных материалов, заявительнице было отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, которой она была награждена 9 августа 2016 года, в соответствии с действующим правовым регулированием не относится к числу ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение указанного звания.
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы, примененные в ее деле судами общей юрисдикции, не соответствуют статьям 39 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку ограничивают период реализации права на присвоение звания "Ветеран труда" теми лицами, которые были награждены ведомственными знаками отличия в труде до принятия Министерством образования и науки Российской Федерации приказа от 26 сентября 2016 года N 1223, учредившего ведомственный знак отличия в труде, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда".
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Указанным законодательным актом предусмотрено звание "Ветеран труда", которое может быть присвоено в том числе лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подпункт 2 пункта 1 статьи 7).
В соответствии со вступившим в силу с 1 июля 2016 года пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании приведенных законоположений и во исполнение подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия" приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 сентября 2016 года N 1223 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 ноября 2016 года и вступил в силу с 9 декабря 2016 года) - документ утратил силу в связи с изданием приказа Министерства просвещения России, Министерства образования и науки России от 22 апреля 2019 года N 191/35н - утверждено Положение о Золотом знаке отличия Министерства образования и науки Российской Федерации, пунктом 1.1 которого предусмотрено, что таковой является ведомственным знаком отличия Министерства образования и науки Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
При этом федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один такой знак отличия, что предусмотрено пунктом 3 Положения об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578), тогда как ранее указанное ограничение не устанавливалось.
В условиях введения в действие такого правового регулирования - с учетом необходимости предоставления гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям - оспариваемая Т.А. Павлюк часть 3 статьи 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", закрепившая правило, на основании которого лица, до указанной в ней даты награжденные ведомственными знаками отличия в труде, дававшими право на присвоение звания "Ветеран труда" согласно законодательству, применявшемуся до вступления в силу названного Федерального закона, сохраняют право получения указанного звания, направлена на защиту интересов граждан и обеспечение реализации их права на получение мер социальной поддержки.
Таким образом, оспариваемые законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы, которая была награждена ведомственным знаком отличия в труде после вступления в силу соответствующих изменений, внесенных в Федеральный закон "О ветеранах".
Разрешение же вопроса о выборе норм, подлежащих применению в целях присвоения гражданам звания "Ветеран труда" после 1 июля 2016 года и до вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, учреждающих ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда", к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Павлюк Татьяны Анатольевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 ноября 2020 г. N 2675-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Павлюк Татьяны Анатольевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" и частью 3 статьи 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)