Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Департамента по тарифам Новосибирской области к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Департамент по тарифам Новосибирской области оспаривает конституционность следующих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
частей 1 и 2 статьи 4.5, согласно положениям которых постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (часть 1); при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2);
части 5 статьи 19.5, предусматривающей административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).
Кроме того, заявитель оспаривает конституционность части 1 и пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", устанавливающей порядок и основания организации и проведения внеплановой проверки по соблюдению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности выполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Как следует из представленных материалов, 3 апреля 2019 года Департамент по тарифам Новосибирской области вынес постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации, которое было отменено решением Арбитражного суда Новосибирской области от 12 августа 2019 года, оставленным без изменений судом апелляционной инстанции, в связи с пропуском трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. При этом суды пришли к выводу, что невыполнение предписания государственного органа в установленный срок не является длящимся правонарушением. В передаче кассационной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации было отказано.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 1 (часть 1), 4 (часть 2), 10, 11 (часть 2), 15 (часть 2), 18 и 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют произвольно относить правонарушения к категории административных правонарушений против порядка управления.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем и дополнительно полученные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В силу статьи 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации заявитель не отнесен к числу органов, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федеральных законов. Помимо этого, федеральное законодательство не предоставляет государственному органу - Департаменту по тарифам Новосибирской области пу обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой в порядке конкретного нормоконтроля (статья 125, часть 4, Конституции Российской Федерации). В соответствии с частью первой статьи 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы, указанные в федеральном законе.
Таким образом, данное обращение, как исходящее от ненадлежащего заявителя, не может быть принято Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года N 2589-О, от 23 июня 2016 года N 1194-О, от 28 сентября 2017 года N 1822-О, от 25 января 2018 года N 103-О, от 26 марта 2020 года N 589-О и др.).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Департамента по тарифам Новосибирской области, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 ноября 2020 г. N 2849-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Департамента по тарифам Новосибирской области о проверке конституционности положений частей 1 и 2 статьи 4.5, части 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также части 1 и пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)