Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.И. Кизерева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.И. Кизерев оспаривает конституционность пункта 3 статьи 29.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", согласно которому при применении взысканий, предусмотренных статьями 29.1 и 29.2 данного Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником таможенных органов коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником таможенных органов других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником таможенных органов своих должностных обязанностей.
Как следует из представленных материалов, в отношении А.И. Кизерева, проходившего службу в таможенных органах Российской Федерации на должности начальника Московской областной таможни, был осуществлен контроль за соответствием его расходов и расходов его супруги их доходам, в ходе которого проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных А.И. Кизеревым на себя и членов семьи, и выявлены нарушения при предоставлении указанных сведений за 2014-2016 годы, выразившиеся в предоставлении заведомо недостоверных и неполных сведений, а также выявлена информация о денежных средствах, поступивших на его счета и счета его супруги, происхождение и источники которых неизвестны. На основании результатов проверки заявитель уволен из таможенных органов в связи с утратой доверия. Решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанций, отказано в удовлетворении требований А.И. Кизерева о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула. В передаче кассационных жалоб заявителя для рассмотрения в судебном заседании судов кассационной инстанции отказано.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 1 (часть 1), 15 (часть 4), 19 (части 1 и 2), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку оно позволяет судам при определении характера и степени тяжести коррупционного правонарушения, вменяемого сотруднику таможенного органа, и установлении вины последнего в его совершении ограничиваться материалами служебной проверки и тем самым избегать выяснения причин, по которым сотрудником таможенного органа были указаны недостоверные (неполные) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также немотивированно отвергать доводы и доказательства, представленные уволенным сотрудником в обоснование отсутствия состава коррупционного правонарушения.
Заявитель просит Конституционный Суд Российской Федерации дать конституционно-правовое истолкование оспариваемого законоположения, исключающее его применение в том аспекте, в каком оно оспаривается в жалобе.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" предусматривает возможность привлечения сотрудников таможенных органов к ответственности за совершение коррупционных правонарушений (статьи 29.1 и 29.2), в том числе в виде увольнения из таможенных органов в связи с утратой доверия в случае непредставления сотрудником таможенных органов сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Статьей 29.3 названного Федерального закона установлен порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения. В силу данной статьи и в соответствии с правовыми актами, регламентирующими процедуры проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых федеральными государственными служащими, в том числе сотрудниками таможенных органов, при принятии решения о привлечении сотрудника таможенных органов к ответственности устанавливается на основе всесторонней оценки полученных документов, сведений и мнений, является ли выявленное правонарушение основанием для увольнения из таможенных органов в связи с утратой доверия; при применении данного взыскания учитываются характер совершенного сотрудником таможенных органов коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником таможенных органов других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником таможенных органов своих должностных обязанностей; увольнение возможно лишь на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего таможенного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии; сотрудник таможенных органов вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке.
Такое правовое регулирование, имеющее целью предотвращение и преодоление коррупции, с одной стороны, и установление защиты сотрудника таможенных органов от необоснованного увольнения - с другой, направлено на соблюдение баланса публичных интересов и частных интересов граждан, проходящих службу в таможенных органах, не предполагает произвольного правоприменения, в том числе судами, осуществляющими проверку решений об увольнении в связи с утратой доверия и которые в силу требований процессуального законодательства обязаны дать мотивированную оценку всем представленным доказательствам (статьи 2, 12, 195 и 196 ГПК Российской Федерации), а потому не может расцениваться как нарушающее права указанной категории граждан, в том числе заявителя.
Оценка же обоснованности увольнения А.И. Кизерева, как связанная с исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, равно как и проверка обоснованности судебных постановлений по конкретному делу, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кизерева Алексея Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 ноября 2020 г. N 2850-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кизерева Алексея Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 29.3 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)