Решение Верховного Суда РФ от 16 ноября 2020 г. N АКПИ20-703
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Котович Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Общероссийской политической партии "НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ",
установил:
Общероссийская политическая партия "НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ" (далее также - Партия) создана 9 декабря 2012 г. на учредительном съезде Партии. Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 2 августа 2013 г. под основным государственным регистрационным номером 1137799014980.
Устав Партии с изменениями, принятыми на XI съезде Партии 25 августа 2019 г., является действующим.
Лицом, действующим от имени Партии без доверенности, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, является председатель Партии Анисимов Григорий Григорьевич.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 3 статьи 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), в связи с ее неучастием в выборах в соответствии со статьей 37 данного федерального закона в течение семи лет подряд.
В судебном заседании представитель Минюста России Анохина Е.С. поддержала заявленное требование.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик - Партия просила продлить (увеличить) срок участия в выборах, предусмотренный законом, до декабря 2021 г. для принятия участия членов Партии в выборах, указывая на то, что в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и введением карантина на всей территории Российской Федерации были закрытии региональные отделения в Краснодарском крае, в Красноярском крае, Ямало-Ненецком автономном округе, что не позволяло принимать участие в выборах и проводить легитимные съезд и конференции. В настоящее время деятельность многих региональных отделений вновь активизировалась, Партия готовится к участию в ближайших избирательных кампаниях.
Председатель Партии Анисимов Г.Г., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. По его поручению член Бюро Генерального политического совета Партии Ковалевский А.В. в письменном заявлении сообщил о том, что в связи с госпитализацией Анисимова Г.Г. в 4 городскую клиническую больницу с диагнозом: "..." он просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, обсудив возражения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом N 95-ФЗ, согласно пункту 1 статьи 38 которого контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.
Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе политических партий (подпункты 2 и 3 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313).
В ходе осуществления контроля за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями действующего законодательства Минюстом России установлено, что Партия в течение семи лет подряд участия в выборах не принимала, что и послужило основанием для обращения в суд с требованием о ликвидации Партии.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона N 95-ФЗ политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах за: выдвинутый ею и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "а"); выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации (подпункт "в"); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации (подпункт "г 1"); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации (подпункт "д"); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации (подпункт "е").
Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" закреплено, что использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы") при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме (преамбула).
Данным законом установлено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК России) является государственным заказчиком ГАС "Выборы", определяющим требования к использованию, эксплуатации и развитию ГАС "Выборы" в соответствии с федеральными законами (пункт 1 статьи 6).
Сведения об участии политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в выборах согласно пункту 3 статьи 37 Федерального закона N 95-ФЗ предоставляются по запросу федерального уполномоченного органа ЦИК России на основе данных, содержащихся в ГАС "Выборы".
Как следует из представленного Минюстом России письма ЦИК России от 25 августа 2020 г. N 06-05/19100, согласно информации о голосовании за выдвинутых и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов), полученной на основе данных, содержащихся в ГАС "Выборы", Партия в период с 2 августа 2013 г. по 2 августа 2020 г. не участвовала в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, не участвовала в выборах Президента Российской Федерации, не участвовала в выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не участвовала в выборах депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления в 8 субъектах Российской Федерации (Республика Калмыкия, Вологодская область, Калининградская область, Московская область, Новосибирская область, г. Москва, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Севастополь), что составляет менее половины субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Партия в течение семи лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона N 95-ФЗ не принимала.
Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает иных средств доказывания обстоятельств участия политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в выборах.
Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами (часть 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В связи с изложенным доводы возражений административного ответчика о том, что Партия в настоящее время принимает активные подготовительные меры для участия в будущих выборах, не имеют правового значения, так как они не опровергают утверждений административного иска, а также не подтверждают обстоятельств того, что Партия может считаться участвующей в выборах.
Статьей 37 Федерального закона N 95-ФЗ (пункт 2), являющейся императивной нормой, предписано, что политическая партия, не принимавшая в течение семи лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 этой статьи, подлежит ликвидации согласно статье 41 данного закона.
Доводы административного ответчика о продлении судом срока для участия Партии и ее региональных отделений в выборах до декабря 2021 г. не основаны на законе.
Исходя из положений пункта 1, подпункта "в" пункта 3, пункта 4 статьи 41 Федерального закона N 95-ФЗ политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае неучастия политической партии в выборах в соответствии со статьей 37 приведенного закона; заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд Российской Федерации федеральным уполномоченным органом.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Партии предъявлено в суд федеральным уполномоченным органом и имеется предусмотренное законом правовое основание для ее ликвидации.
Структуру Партии образуют ее региональные, местные и первичные отделения (пункт 6 статьи 1 Устава Партии).
Согласно пункту 1 статьи 42 Федерального закона N 95-ФЗ региональное отделение и иное структурное подразделение политической партии подлежат ликвидации в случае ликвидации политической партии.
Прекращение деятельности политической партии в случае ее ликвидации влечёт прекращение деятельности ее региональных отделений и иных структурных подразделений и исключение политической партии, её региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений из ЕГРЮЛ по решению федерального уполномоченного органа путём внесения в указанный реестр соответствующих записей (пункт 3 статьи 45 Федерального закона N 95-ФЗ).
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Общероссийскую политическую партию "НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ" (основной государственный регистрационный номер 1137799014980), её региональные отделения и иные структурные подразделения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 16 ноября 2020 г. N АКПИ20-703
Текст решения опубликован не был