Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Росавиации
от 27 ноября 2020 года N Исх-47904/04
Методические рекомендации
по разработке проекта решения об установлении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по разработке проекта решения об установлении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации Российской Федерации разработаны в целях реализации операторами аэродромов положений статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду.
2. Решение об установлении приаэродромной территории аэродромов гражданской авиации Российской Федерации осуществляется:
для аэродромов класса А, Б, В приказом руководителя Росавиации;
для аэродромов класса Г, Д, Е приказом руководителя территориального органа Росавиации, на подконтрольной территории которого находится аэродром.
II. Подготовка проекта решения
3. Проект решения и пояснительная записка к нему подготавливается:
а) застройщиком, который осуществляет строительство и реконструкцию сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (далее - сооружения аэродрома) - при архитектурно-строительном проектировании в целях строительства, реконструкции сооружений аэродрома;
б) оператором аэродрома гражданской авиации - в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона N 135-ФЗ.
4. Решение включает:
а) текстовое и графическое описания местоположения границ приаэродромной территории и выделенных на ней подзон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (границы приаэродромной территории устанавливаются по внешним границам выделяемых на такой территории подзон, при этом границы приаэродромной территории и выделенных на ней подзон могут пересекаться с границами территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, и границами земельных участков);
б) перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
5. Пояснительная записка, содержащая следующую информацию:
а) сведения об аэродроме, внесенные в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, в том числе о ранее установленных границах аэродрома, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;
б) общая характеристика приаэродромной территории, включая графические материалы (при наличии) из состава документов территориального планирования или градостроительного зонирования;
в) обоснования предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов;
г) обоснования предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон, включая соответствующие расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценку риска для здоровья человека;
д) обоснования предлагаемых ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
6. Текстовое описание приаэродромной территории (выделяемых подзон) включает:
а) перечень координат характерных точек границ приаэродромной территории (выделенных подзон и секторов (зон) в них) в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (необходимо уточнить в соответствующем территориальном подразделении Росреестра).
В случае выделения в границах подзоны секторов (зон) с различными ограничениями указываются координаты каждого сектора (зоны);
б) перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности;
в) перечень муниципальных образований субъекта Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположены в приаэродромной территории;
г) номера кадастровых районов или кварталов, полностью или частично попадающих в границы приаэродромной территории (выделенных в ней подзон/секторов).
д) Графическое описание (карта-схема, чертеж) приаэродромной территории (выделяемых подзон) подготавливается на физической карте местности, материалах дистанционного зондирования земли, цифровых топографических картах открытого пользования, масштабом 1:50000 - 1:200000.
На карте-схеме (чертеже) отображаются:
- наименование карты-схемы (чертежа);
- границы приаэродромной территории (выделяемой подзоны) линией толщиной 0,3-1,5 мм с указанием населенных пунктов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, входящих в границы данной приаэродромной территории (выделяемой подзоны)
- номера характерных (поворотных) точек границ приаэродромной территории;
- номера секторов (зон), выделяемых в границах подзон;
- условные обозначения.
III. Определения границ приаэродромной территории и выделенных в ней подзон
7. Границы приаэродромной территории определяются по внешним границам выделенных в ней подзон.
Выделение подзон осуществляется на основании Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2017 г. N 1460 (далее - Правила выделения).
8. 1 подзона выделяется на основании пункта 3 Правил выделения по внешним границам земельных участков, предоставленных для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, подлежащих размещению в указанной подзоне, отграничивающим такие земельные участки от земельных участков, предназначенных для иных целей по границам земельных участков аэродрома.
Установление размеров 1 подзоны зависит только от технических характеристик аэродрома.
9. 2 подзона выделяется на основании пункта 3 Правил выделения по внешним границам земельных участков, предоставленных для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, подлежащих размещению в указанной подзоне, отграничивающим такие земельные участки от земельных участков, предназначенных для иных целей по границам земельных участков аэропорта.
Установление размеров 2 подзоны зависит только от технических характеристик аэродрома.
10. 3 подзона выделяется на основании пункта 3 Правил выделения в границах полос воздушных подходов, установленных в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", приказом Минтранса России от 04.05.2018 N 176 "Об утверждении Порядка установления полос воздушных подходов на аэродромах гражданской авиации" и границах ограничительных поверхностей аэродрома, определенных в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правилах "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных приказом Минтранса России от 25.08.2015 N 262.
Полосы воздушных подходов на аэродромах гражданской авиации должны иметь ближнюю, дальнюю, боковые и внешнюю границы.
Ближняя граница полосы воздушных подходов должна прилегать к торцу ВПП и совпадать по размерам с шириной летной полосы.
Дальняя граница полосы воздушных подходов должна располагаться параллельно на расстоянии 30 км от ближней границы полосы воздушных подходов.
Боковые границы полосы воздушных подходов должны начинаться от ближней границы полосы воздушных подходов и расходиться под углом 8,5° (15%) в каждую сторону от продолжения осевой линии ВПП аэродрома до пересечения с дальней границей полосы воздушных подходов.
Внешняя граница полосы воздушных подходов вне боковых границ полосы воздушных подходов устанавливается окружностью радиусом 15 км от центра ВПП для аэродромов классов А, Б, В, Г и окружностью радиусом 8 км от центра ВПП для аэродромов классов Д и Е.
Для горных аэродромов гражданской авиации класса А, Б, В и аэродромов гражданской авиации, расположенных в условиях стесненной городской застройки, допускается установление внешней границы полосы воздушных подходов вне боковых границ полосы воздушных подходов окружностью радиусом до 30 км от центра взлетно-посадочной полосы.
В границах наклонных ограничительных поверхностей аэродрома необходимо выделять секторы (зоны) с интервалом по 500 м в направлении от КТА.
Данные секторы (зоны) с различными ограничениями отображаются в текстовом и графическом описании подзоны. Нумерация секторов (зон) осуществляется в произвольном порядке.
11. Четвертая подзона выделяется по границам зон ограничения строительства от средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и авиационной электросвязи (далее - средства РТОП и АС), в том числе планируемых к вводу в эксплуатацию, обозначенных в аэронавигационном паспорте аэродрома гражданской авиации, инструкции по производству полетов в районе аэродрома государственной авиации, инструкции по производству полетов в районе аэродрома экспериментальной авиации, с целью обеспечения их нормального функционирования.
12. 5 подзона выделяется на основании пункта 3 Правил выделения по границам, установленным, исходя из требований безопасности полетов и промышленной безопасности опасных производственных объектов, с учетом максимального радиуса зон поражения в случаях происшествий техногенного характера на опасных производственных объектах, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов, в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ).
Границы 5 подзоны устанавливаются по границам полос воздушных подходов, определенных приказом Минтранса России от 04.05.2018 N 176 "Об утверждении Порядка установления полос воздушных подходов на аэродромах гражданской авиации".
Для аэродромов гражданской авиации, расположенных в условиях стесненной городской застройки, границы пятой подзоны устанавливаются в границах боковых полос воздушных подходов в соответствии с пунктом 11 настоящих методических рекомендаций.
13. 6 подзона выделяется в соответствии с пунктом 3 Правил выделения по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Размеры 6 подзоны одинаковы для всех аэродромов.
14. 7 подзона выделяется в соответствии с пунктом 3 Правил выделения по границам, установленным согласно расчетам, учитывающим следующие факторы:
в части электромагнитного воздействия - границы зон действия средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и авиационной электросвязи, обозначенных в аэронавигационном паспорте аэродрома гражданской авиации, или в инструкции по производству полетов в районе аэродрома государственной авиации, или в инструкции по производству полетов в районе аэродрома экспериментальной авиации;
в части концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и шумового воздействия - типы используемых воздушных судов, траектории взлета, посадки и маневрирования воздушных судов в районе аэродрома, расписание движения воздушных судов (в дневное и ночное время), рельеф местности и климатологическое описание аэродрома.
Границы зон шумового воздействия рассчитываются в соответствии с санитарными правилами СП 2.1.8.3565-19 "Отдельные санитарно-эпидемиологические требования при оценке шума от пролетов воздушных судов" утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2019 г. N 15 и зарегистрированными в Минюсте России 25 октября 2019 г. N 56315.
IV. Установление ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности в границах выделяемых подзон
15. В проектах решения устанавливаются конкретные ограничения по использованию объектов недвижимости и осуществления деятельности в границах выделяемых подзон.
16. Для первой подзоны устанавливается запрет размещения объектов, не предназначенных для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (запрет размещения объектов, не относящихся к аэродрому).
17. Для второй подзоны устанавливается запрет размещения объектов, не предназначенных для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения и пр. (объектов, не относящихся к инфраструктуре аэропорта).
18. В границах третьей подзоны устанавливаются ограничения по высоте объектов для всех выделенных секторов (зон) внутри неё.
В границах выделенных секторов (зон) наклонных ограничительных поверхностей указывается высота от минимальной к максимальной отметке по их границам в направлении от КТА.
При наложении отдельных секторов третьей подзоны с различными ограничениями на участке пересечения ограничений вводятся ограничения того сектора, в котором значение максимальной высоты объектов меньше по отношению к соответствующему значению пересекаемого сектора. Участки пересечения подлежат обязательному отображению в проекте решения в качестве секторов.
В случае наличия участков рельефа, превышающих ограничительные поверхности аэродрома, максимальная высота объектов определяется только с учетом минимальных безопасных высот пролета препятствий. Отметка ограничений определяется разностью значения минимальной безопасной высоты пролета препятствия и минимальным запасом высоты над препятствием.
19. Четвертая подзона устанавливается относительно следующих средств радиотехнического обеспечения полетов:
а) ненаправленные средства РТОП и АС:
азимутальный радиомаяк (РМА),
дальномерный радиомаяк (РМД),
автоматический радиопеленгатор (АРП);
дальняя приводная радиостанция (ДПРМ), ближняя приводная радиостанция (БПРМ), отдельная приводная радиостанция (ОПРС);
радиолокационные средства: аэродромный радиолокационный комплекс (АРЛК), обзорный радиолокатор аэродромный (ОРЛ-А), трассовый радиолокационный комплекс (ТРЛК), обзорный радиолокатор трассовый (ОРЛ-Т), вторичный радиолокатор (ВРЛ);
радиолокационная станция обзора летного поля (РЛС ОЛП);
локальная контрольно-корректирующая станция (ЛККС);
средства авиационной электросвязи ОВЧ диапазона.
б) направленные средства РТОП и АС:
курсовой радиомаяк (КРМ) радиомаячной системы инструментального захода на посадку (РМС);
глиссадный радиомаяк (ГРМ) РМС;
Четвертая подзона приаэродромной территории является объединением секторов ограничения застройки, определяемых для каждого экземпляра эксплуатируемого оборудования РТОП и АС.
Форма и размеры четвертой подзоны определяются на основе исходных данных: состав средств РТОП и АС; координаты мест установки антенных систем средств РТОП и АС на местности, в том числе абсолютные высоты фазовых центров антенн; требования к местности в районах размещения, указанные в эксплуатационной документации на такие средства; рельеф местности и местные предметы (ранее построенные здания и сооружения).
Четвертая подзона разбивается на секторы:
а) для ненаправленных средств РТОП и АС - участки с интервалом 1 градус по окружности (азимуту) и интервалом 500 м в радиальном направлении от места установки радиотехнического оборудования;
б) для направленных средств - участки определенной формы (секторы) относительно направления излучения сигналов в соответствии с приложением.
Смежные секторы, имеющие одинаковые характеристики ограничений, объединяются в один сектор.
Секторы рекомендуется нумеровать по "улитке" с возрастанием номера сектора по мере движения по часовой стрелке и удаления сектора от места установки объекта РТОП и АС или от КТА.
Для каждого сектора на схеме четвертой подзоны указывается его номер и параметры ограничений застройки: допустимая высота застройки в начале (ближняя к объекту РТОП граница сектора) и в конце сектора (дальняя от объекта РТОП граница сектора).
При наложении двух или более секторов с различными ограничениями на устанавливаются более жесткие ограничения.
Допускается по согласованию с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) уменьшение размеров четвертой подзоны по сравнению с расчётными при условии обеспечения нормального функционирования средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (обеспечения "прямой видимости") при полетах воздушных судов по установленным и планируемым маршрутам воздушного движения, схемам маневрирования воздушных судов при вылете и заходе на посадку, в зонах ожидания и зонах пилотирования, точках входа (выхода) на воздушные трассы и местные воздушные линии.
20. Для пятой подзоны предусматривается запрет размещения опасных производственных объектов, определенных Федеральным законом N 116-ФЗ, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов, исходя из их радиуса максимального поражения.
При установлении ограничений в проекте решения указывается конкретный перечень объектов, запрещаемых к размещению. Допускается указание запрета размещения объектов конкретного класса опасности в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ.
21. В шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, перечень которых определяется на стадии разработки приаэродромной территории конкретного аэродрома с учетом местных условий, эколого-орнитологического обследования аэродрома выполненного научной организацией и требований Руководства по орнитологическому обеспечению полетов гражданской авиации (РООП ГА-89).
22. В седьмой подзоне запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.