Во исполнение распоряжения Министерства культуры Российской Федерации от 03.11.2020 N Р-1459
приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации по организации и проведению онлайн-мероприятий в культурно-досуговых учреждениях Амурской области и методику учета потребителей (участников, зрителей, посетителей) этих услуг.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления в сфере культуры учитывать в работе утвержденные методические рекомендации по организации и проведению онлайн-мероприятий в культурно-досуговых учреждениях Амурской области и методику учета потребителей (участников, зрителей, посетителей) этих услуг.
Министр |
Н.А. Доргунова |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом министерства
культуры и национальной
политики Амурской области
от 30 ноября 2020 г. N 262-ОД
Методические рекомендации
по организации и проведению онлайн-мероприятий в культурно-досуговых учреждениях Амурской области и методика учета потребителей (участников, зрителей, посетителей) этих услуг
1. Общие положения
Настоящие рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи культурно-досуговым учреждениям Амурской области (далее - КДУ) по проведению онлайн-мероприятий и по единообразному учету потребителей (участников, зрителей, посетителей) услуг в социальных сетях, на сайтах КДУ.
2. Основные понятия
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией, культурно-досуговые учреждения в своей работе стали больше использовать формат онлайн-мероприятий.
Существуют разные идеи взаимодействия с аудиторией и форматы мероприятий в социальных сетях и на сайтах учреждений культуры и искусства: вебинары, онлайн-мастер-классы, челленджи, онлайн-акции, онлайн-флешмобы, онлайн-конкурсы, онлайн-концерты, виртуальные выставки и т.д.
Онлайн-флешмоб (англ. flash mob (flash - вспышка, мгновение, миг; mob - толпа, сборище) - мгновенная толпа) - заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей выполняет заранее оговорённые однотипные действия (сценарий), проведение онлайн-флешмоба осуществляется через сеть Интернет.
Интернет-флешмобы делают для случайных зрителей, вызывая у них чувства удивления, интереса, восторга и желание присоединиться. В основном в интернет-флешмобе принимают участие с целью "самовыражения" и ощущения сопричастности к общему действию.
Челлендж (англ. challenge - челлендж обычно переводится как "вызов" в контексте словосочетания "бросить вызов") - жанр интернет-роликов, в которых блогер (человек, которые делится контентом) выполняет задание на видеокамеру и размещает его в сети, а затем предлагает повторить это задание своим подписчикам или неограниченному кругу пользователей.
Виртуальная выставка - это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов, специально подобранных и систематизированных (фотовыставки, выставки творческих работ, тематические выставки и т.д.). Виртуальная выставка может стать как временной, так и постоянной.
Онлайн-мастер-класс - оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, литературы, актёрского мастерства, ремесла и т.д.) через сеть Интернет. Лучше всего, когда на сайте учреждения культуры или в социальных сетях выложена готовая смонтированная запись мастер-класса и доступная к просмотру в любое время. Не надо терять связь с участниками мастер- классов, необходимо активно и своевременно отвечать на вопросы в комментариях. Главное условие - высокое качество записи.
Вебинар, онлайн-семинар, разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет с возможностью обратной связи в режиме реального времени.
Онлайн-трансляции - передача происходящего (репортаж, мероприятие) в прямом эфире через Интернет. В прямой эфир можно давать интервью с сотрудниками и экспертами вашего учреждения, проводить лекции и мастер-классы. Попробуйте делать прямые эфиры внутри социальных сетей, чтобы дополнительно привлечь ту аудиторию, которая случайно увидела ваш эфир. Не следует путать трансляцию с выложенным в сеть видео - у любой трансляции есть конкретное время начала и конца, когда можно подключиться и посмотреть то, что вы подготовили, например, 28 апреля с 19:00 до 20:30.
Онлайн-викторины - викторины на сайтах и страницах социальных сетей предлагаются в форме тестов, где пользователь выбирает правильный ответ из предложенного списка ответов. Необходима обратная связь или возможность просмотра правильных ответов.
Онлайн-конкурсы - конкурс, действие которого проходит в онлайн- режиме: представление рисунков, фотографий, видеороликов в соответствии с заданными условиями
Подкасты - это аудиопередачи из одного или нескольких выпусков. Большинство подкастов доступны бесплатно, их можно слушать на компьютере или смартфоне. Иногда подкасты ошибочно приравнивают к радиопередачам. В отличие от радио, которое работает онлайн, подкасты всегда идут в записи. Автор может анонсировать время выхода нового эпизода. Пользователь сам решает, в какой момент и каким образом послушать выпуск.
3. Платформы для проведения онлайн-мероприятий
Любая деятельность учреждения культуры, которую вы обычно осуществляете, может быть перенесена в интернет-пространство (Instagram, VK, сайты, мессенджеры (WhatsApp, Telegram).
Главная трудность в организации онлайн-мероприятий - создать максимальный эффект присутствия, живого общения участников с выступающими и между собой. На этот случай используются средства удаленного присутствия, которые есть на площадке (Zoom, Skype, мессенджеры).
Zoom - сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения. Организовать встречу может любой, создавший учетную запись. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут.
Skype - бесплатное программное обеспечение, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами. Программа также позволяет совершать конференц-звонки, видеозвонки (до 50 абонентов, включая инициатора), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов.
Discord - бесплатный мессенджер с поддержкой VoIP и видеоконференций, изначально ориентированный на пользователей компьютерных игр. Максимальное количество людей в видеобеседе составляет 10 человек, сейчас временно максимальное количество людей в видеобеседе может быть не более 50 человек.
4. Порядок организации и проведения онлайн-мероприятий
В подготовке онлайн-мероприятий много особенностей, которые необходимо учитывать при создании (качественные видеозаписи, интересный контент, соответствие запросам аудитории и т.д.).
Для проведения онлайн-мероприятий необходимо тщательно спланировать его организацию и подготовку:
1. Подготовительный этап
- Определение темы, постановка целей, уточнение аудитории.
- Составление плана работы, определение хода и содержания мероприятия.
- Анализ и подбор литературы.
- Определение формата онлайн-мероприятия (вебинар, онлайн-мастер-класс, челлендж, онлайн-акция, онлайн-флешмоб, онлайн-конкурс, онлайн-концерт, виртуальная выставка и т.д,).
- Разработка сценария (онлайн-концерт), положения (онлайн-конкурс, онлайн-акция, онлайн-марафон), программы (вебинар).
- Определение участников (актеров, ведущих, жюри и т.д.).
- Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей.
- Решение организационных вопросов
2. Коррекционный этап
- Подготовка и проверка оборудования и технических средств.
- Выбор интернет-платформы.
- Репетиция, корректировка сценария, съемки, качественный монтаж.
- Определение времени трансляций и публикаций мероприятий.
- Приглашение зрителей, гостей (афиша, анонс, программа передач).
- Создание тематических рубрик, уникальных хештегов, чтобы пользователям было удобно искать публикации, а организатору онлайн-мероприятия координировать работу.
3. Основной этап
- Оформление площадки, установка оборудования, технических средств (если это онлайн-трансляция).
- Проведение онлайн-мероприятия (запись мероприятия, чтобы участники, которые не смогли присоединиться вовремя в онлайн, смогли посмотреть событие позже).
- Анализ проведенного мероприятия (самоанализ), возможное обсуждение с коллегами.
- Подготовка необходимой документации (акт или паспорт о проведении мероприятия, список участников, протокол жюри (онлайн-конкурс), скриншот веб-страницы, информационный отчет).
При организации и проведении онлайн-мероприятий необходимо учитывать ряд моментов:
- важно учесть соответствие тематики и формы предстоящего мероприятия;
- в положении онлайн-акций, онлайн-флешмобов, онлайн-челленджей, онлайн-конкурсов, виртуальных выставок и других подобных мероприятий обязательно должен быть прописан период проведения онлайн-мероприятия;
- если основной потенциальный зритель проживает в сельской местности, необходимо заранее провести съемки, монтаж и выложить в сеть готовое мероприятие, обязательно проконтролировав объем файла;
- выкладывание в сеть работ из собственного архива учреждения культуры не является онлайн-мероприятием. Это поддержка связи со своей целевой аудиторией. Исключение составляют ситуации, когда архивные записи используются для подготовки нового мероприятия;
- учитываются оригинальные мероприятия, организованные и проводимые в формате онлайн самостоятельно, без заимствования из других источников;
- не является мероприятием предоставление материалов или творческих номеров для организации онлайн-мероприятия (в том числе всероссийского и областного значения);
-не является мероприятием изготовление и демонстрация видеоролика (видеоклипа), так как это непродолжительная по времени (не более 3 минут) художественно составленная последовательность кадров, используемая чаще всего для рекламы какого-либо мероприятия или творческого номера.
5. Методика учёта потребителей услуг (участников, зрителей, посетителей) онлайн-мероприятий
Основной задачей работы в Интернет-пространстве является взаимодействие с потребителями услуг культурно-досуговых учреждений.
В связи с невозможностью осуществлять выдачу потребителям онлайн- услуг бланков строгой отчетности, методика учета потребителей услуг (участников, зрителей, посетителей) онлайн-мероприятий будет зависеть от формата мероприятия.
Учет участников онлайн-акций, онлайн-флешмобов, онлайн-челленджей, онлайн-конкурсов, виртуальных выставок и подобных мероприятий можно осуществлять 2 способами (на выбор учреждения):
- учет потребителей, принявших активное участие в подготовке и проведении мероприятия;
- учет общего зарегистрировавшегося количества потребителей и лиц, участвующих в организации и проведении мероприятия, при условии, если онлайн-мероприятие создано, как конкретное мероприятие в социальных сетях;
Учет зрителей онлайн-акций, онлайн-флешмобов, онлайн-челленджей, онлайн-конкурсов, виртуальных выставок и подобных мероприятий считается по состоянию на последний день месяца, в котором проходило мероприятие:
- онлайн-концертов - учитывается количество "лайков", комментариев, интерактивных действий (вопросов, показов, участию подписчиков в режиме реального времени (если мероприятие проходит в прямом эфире);
- вебинаров, онлайн-семинаров - по потребителям, принявших активное участие и "просмотрам" при наличии прямой трансляции;
- онлайн-мастер-классов - при проведении прямой трансляции учитываем число непосредственных участников, если выложена видеозапись - число "лайков", комментариев, интерактивных действий;
Можно использовать закрытые группы или аккаунты, чтобы работать на определенный круг пользователей. Рекомендуем предусматривать при размещении мероприятий варианты взаимодействия с посетителями аккаунта, чтобы увеличить зрительскую аудиторию.
Учет посетителей онлайн-мероприятий осуществляется по состоянию на последний день месяца, в котором проходило мероприятие, путем учета участников и зрителей онлайн-мероприятия.
При условии размещения мероприятия на нескольких платформах одновременно следует учитывать его один раз по максимальному количеству потребителей услуг (участников, зрителей, посетителей).
Культурно-досуговые учреждения, оказывающие услуги в форме онлайн-мероприятий, вносят информацию о проведённых мероприятиях в журнал учёта работы и прикладывают в отчетную документацию скриншот с информацией, подтверждающей учёт потребителей услуг (участников, зрителей, посетителей) онлайн-мероприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ министерства культуры и национальной политики Амурской области от 30 ноября 2020 г. N 262-ОД "Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению онлайн-мероприятий в культурно-досуговых учреждениях Амурской области и методики учета потребителей (участников, зрителей, посетителей) этих услуг"
Вступает в силу с 30 ноября 2020 г.
Текст приказа опубликован не был