Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 15 мая 2020 г. N 03-11-11/39361
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ) Правительству Российской Федерации предоставлены дополнительные полномочия по изданию в 2020 году нормативных правовых актов по отдельным вопросам налогового регулирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - постановление N 409), принятым на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 1 Закона N 102-ФЗ, предусмотрено для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты следующих налогов (авансовых платежей по налогам):
сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), за исключением налога на добавленную стоимость, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента, от 3 до 6 месяцев;
сроков уплаты страховых взносов организациям и индивидуальным предпринимателям, относящимся к категории микропредприятий, от 4 до 6 месяцев.
При этом постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
Также предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.
Кроме того, постановлением N 409 предусмотрено увеличение на 6 месяцев предельных сроков направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Постановлением N 409 установлено, что уплата сумм налогов (авансовых платежей), страховых взносов производится равными частями в размере одной двенадцатой указанной суммы ежемесячно, не позднее последнего числа, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок уплаты соответствующих налогов (авансовых платежей), страховых взносов, продленный на основании соответствующего подпункта пункта 1 постановления N 409.
При этом следует иметь в виду, что постановлением N 409 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года N 570) предусмотрено для индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 434 (далее - постановление N 434), продление на 6 месяцев сроков уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за март-май 2020 года, на 4 месяца - с выплат за июнь-июль 2020 года, и на 4 месяца сроков уплаты страховых взносов, исчисленных индивидуальными предпринимателями за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300 000 рублей, предоставление таким плательщикам последующей рассрочки по уплате страховых взносов сроком на один год, а также установлены Правила предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды экономической деятельности согласно перечню в приложении к данным Правилам.
Осуществление индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Таким образом, если основной вид экономической деятельности индивидуального предпринимателя поименован в упомянутом в постановлении N 434 перечне сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, и в перечне в приложении к вышеуказанным Правилам, то на такого индивидуального предпринимателя распространяются все вышеперечисленные меры поддержки, предусмотренные в постановлении N 409.
Постановлением N 409 предусмотрено продление срока представления расчета по страховым взносам для всех категорий плательщиков страховых взносов за I квартал 2020 года до 15 мая 2020 года.
В части предоставления кредитных каникул отмечаем, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" органы законодательной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Вместе с тем Президентом Российской Федерации 3 апреля 2020 подписан Федеральный закон N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" (далее - Закон N 106-ФЗ).
Федеральным законом N 106-ФЗ предусмотрено право физических лиц, индивидуальных предпринимателей и субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в период до 30 сентября 2020 обратиться к кредитору с требованием об изменении условий договора, предусматривающим приостановление исполнения обязательств на срок, определенный заемщиком, но не превышающий шести месяцев (далее - кредитные каникулы).
В соответствии со статьей 6 Закона N 106-ФЗ физические лица и индивидуальные предприниматели вправе обратиться за получением "кредитных каникул" в случае снижения их дохода (совокупного дохода всех заемщиков по кредитному договору (договору займа) за месяц, предшествующий месяцу обращения к кредитору, более чем на 30 процентов по сравнению со среднемесячным доходом (совокупным среднемесячным доходом всех заемщиков) за 2019 год.
Во исполнение Закона N 106-ФЗ Правительством Российской Федерации установлен максимальный размер кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться к кредитору с требованием о предоставлении кредитных каникул (постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 435).
Вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрены следующие максимальные величины кредитов (займов):
для потребительских кредитов (займов), заемщиками по которым являются физические лица - 250 тысяч рублей;
для потребительских кредитов (займов), заемщиками по которым являются индивидуальные предприниматели - 300 тысяч рублей;
для потребительских кредитов (займов), предусматривающих предоставление потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования, заемщиками по которым являются физические лица - 100 тысяч рублей;
для потребительских кредитов на цели приобретения автотранспортных средств с залогом автотранспортного средства - 600 тысяч рублей;
для кредитов (займов), выданных в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и обязательства по которым обеспечены ипотекой, 2 миллиона рублей;
для кредитов (займов), выданных в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и обязательства по которым обеспечены ипотекой, 4,5 миллионов рублей - для жилых помещений, расположенных на территории г. Москвы;
для кредитов (займов), выданных в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и обязательства по которым обеспечены ипотекой, 3 миллиона рублей - для жилых помещений, расположенных на территориях Московской области, г. Санкт-Петербурга, а также субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Необходимо особо отметить, что согласно положениям Закона N 106-ФЗ на период действия кредитных каникул запрещается:
начисление неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму кредита (займа);
предъявление требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору (договору займа) и (или) обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки, обеспечивающий обязательства по соответствующему кредитному договору (договору займа), и (или) обращение с требованием к поручителю (гаранту).
Кроме того, сообщаем, что в отношении субъектов МСП единственным условием получения кредитных каникул является осуществление деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (перечень отраслей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 434).
При этом в отношении субъектов МСП не распространяются установленные Правительством Российской Федерации ограничения максимального размера кредита (займа).
Таким образом, субъекты МСП, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в наиболее пострадавших отраслях, вправе обратиться кредитору за предоставлением кредитных каникул вне зависимости от размера кредитных обязательств.
Требование о предоставлении кредитных каникул юридическим лицам - субъектам МСП в соответствии с положениями Закона N 106-ФЗ представляется кредитору способом, предусмотренным договором.
Также сообщаем, что помимо реализации механизма кредитных каникул на законодательном уровне, кредитные организации в настоящее время также самостоятельно ведут работу по поддержке пострадавших компаний. Так, по официальной информации в ряде банков введен упрощенный механизм принятия решений по реструктуризации кредитов, позволяющий гибко и быстро принимать такие решения.
Одновременно отмечаем, что в целях устранения последствий влияния новой коронавирусной инфекции на экономику Российской Федерации и поэтапного выхода из установленных ранее ограничений, в настоящее время, прорабатываются дополнительные меры поддержки субъектов МСП.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 15 мая 2020 г. N 03-11-11/39361
Текст письма опубликован не был