Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 мая 2020 г. N 03-11-11/38914
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, поступившее в Минфин России по каналам электронной связи через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", по вопросу, связанному с порядком применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В части предложения по установлению пониженных налоговых ставок по УСН в отношении предпринимательской деятельности организаций частной охранной отрасли, считаем необходимым отметить, что Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена возможность добровольного выбора наиболее оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности (общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы).
При этом Кодексом субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению дифференцированных налоговых ставок по специальным налоговым режимам.
Так, на основании пункта 1 статьи 346 20 Кодекса для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, установлена налоговая ставка в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
Для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 346 20 Кодекса).
Таким образом, в связи с тем, что предоставление указанных преференций Кодексом делегировано законодательным органам субъектов Российской Федерации, по вопросу снижения налоговой нагрузки, в частности, налоговых ставок по УСН, в отношении предпринимательской деятельности организаций частной охранной отрасли, применяющих данный специальный налоговый режим, следует обращаться в законодательные (представительные) органы Республики Башкортостан.
Кроме того сообщаем, что в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ) Правительству Российской Федерации предоставлены дополнительные полномочия по изданию в 2020 году нормативных правовых актов по отдельным вопросам налогового регулирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - постановление N 409), принятым на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 1 Закона N 102-ФЗ, предусмотрено для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, продление сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), за исключением налога на добавленную стоимость, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента, от 3 до 6 месяцев, а также продление сроков уплаты страховых взносов организациям и индивидуальным предпринимателям, относящимся к категории микропредприятий, - от 4 до 6 месяцев.
По УСН за 2019 год срок уплаты налога для организаций продлевается с 31 марта 2020 года до 30 сентября 2020 года, а срок уплаты авансовых платежей за I квартал 2020 года продлевается с 25 апреля 2020 года до 25 октября 2020 года, и за полугодие с 25 июля 2020 года до 25 ноября 2020 года;
Также постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
Предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.
Постановлением N 409 установлено, что уплата сумм налогов (авансовых платежей), страховых взносов производится равными частями в размере одной двенадцатой указанной суммы ежемесячно, не позднее последнего числа, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок уплаты соответствующих налогов (авансовых платежей), страховых взносов, продленный на основании соответствующего подпункта пункта 1 постановления N 409.
При этом Законом N 102-ФЗ высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие продление сроков уплаты налогов по специальным налоговым режимам на период с 1 января вплоть до 31 декабря 2020 года (включительно), а также право продлевать установленные законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроки уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам).
Таким образом, в настоящее время, постановлением N 409 для организаций и индивидуальных предпринимателей, принят ряд мер, снижающих налоговую нагрузку, а также отсрочки по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В то же время, полное освобождение на 6 месяцев от уплаты всех видов налогов, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, может привести к существенным выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что не позволит в полной мере обеспечить финансирование расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере.
При этом отмечаем, что в соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.
В связи с этим, в части предложения о включении частной охранной отрасли в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (с учетом изменений и дополнений), рекомендуем обратиться в Минэкономразвития России.
Одновременно отмечаем, что в целях устранения последствий влияния новой коронавирусной инфекции на экономику Российской Федерации и поэтапного выхода из установленных ранее ограничений, в настоящее время, прорабатываются дополнительные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 мая 2020 г. N 03-11-11/38914
Текст письма опубликован не был