Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VII. Иные вопросы досрочного назначения страховой пенсии по старости
Лицам, обращающимся за назначением пенсии и имеющим наряду с регистрацией по месту жительства в России прописку по месту жительства на территории другого государства, назначение пенсии может быть произведено независимо от факта выписки с места жительства на территории другого государства.
Н. обратился в суд к ГУ - УПФ РФ в г. Якутске с иском о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, указывая, что 22.05.2017 решением ГУ УПФ РФ по г. Якутске ему отказано в назначении пенсии в связи с тем, что на день подачи заявления у заявителя отсутствует постоянная регистрация по месту жительства на территории Российской Федерации. Н. является гражданином РФ, что подтверждается паспортом. На момент подачи заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости истец был зарегистрирован по месту пребывания. С 12.05.2017 Н. зарегистрирован по адресу в г. Якутске, не состоит на учете в государственной системе социального страхования Республики Молдовы как получатель пенсии либо государственного социального пособия.
Решением Якутского городского суда РС (Я) удовлетворены исковые требования. Суд признал решение ГУ УПФ в городе Якутске РС (Я) об отказе в назначении пенсии Н. незаконным и отменил его; обязал ГУ УПФ РФ в г. Якутске РС (Я) назначить Н. пенсию с момента обращения с 20 января 2017 года и взыскал с ГУ УПФ РФ в городе Якутске в пользу Н. госпошлину в размере 300 рублей.
В соответствии с пунктом 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР", зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 февраля 1994 года N 497, пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года (в том числе Республика Молдова), производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением ГУ - УПФ РФ в г. Якутске PC (Я) от 22 мая 2017 г. Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии со ссылкой на п. 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г. в связи с тем, что у истца отсутствует постоянная регистрация по месту жительства на территории РФ.
Вместе с тем, ответчик не учел, что п. 6 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 N 884н предусмотрено, что граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего фактического проживания. Лицам, обращающимся за назначением пенсии и имеющим наряду с регистрацией по месту жительства в России прописку по месту жительства на территории другого государства, назначение пенсии может быть произведено независимо от факта выписки с места жительства на территории другого государства (п. 3 Указания Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 N 1-1-У).
Кроме того, на момент подачи заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости истец был зарегистрирован по месту пребывания в г. Якутске.
Согласно ответу Национальной кассы социального страхования Республики Молдова Н. не состоит на учете в государственной системе социального страхования Республики Молдовы как получатель пенсии либо государственного социального пособия.
Помимо этого, Н. является гражданином Российской Федерации, что подтверждается паспортом РФ, выданным МРО УФМС по РС (Я) в г. Якутске от 11.01.2017.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
(Апелляционное определение
N 33-3699/2017 от 20.09.2017)
Для включения периода службы в армии в специальный страховой стаж необходимо, чтобы претендент обязательно проработал по специальности, дающей право на досрочную пенсию по старости.
К. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Нерюнгринском районе РС (Я) с иском о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости. Решением комиссии не был включен, в том числе период службы в армии с 04 ноября 1984 г. по 21 ноября 1986 г.
Удовлетворяя исковые требования К. в части включения периода службы в рядах Советской армии в специальный страховой стаж, суд первой инстанции исходил из того, что возможность включения указанного периода службы истца в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера предусмотрена п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, что является неверным утверждением.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Согласно абз. 14 п. 109 Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Как следует из материалов дела, К. проходил военную службу по призыву с 04.11.10984 по 21.11.1986.
Поскольку ни до прохождения военной службы по призыву, ни после ее окончания истец не работал по специальности, дающей ему право на назначение пенсии по старости досрочно, оснований для включения периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж у суда не имелось.
(Апелляционное определение
N 33-1163/2018 от 28.03.2018)
Период службы в органах МВД включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
З. обратился в суд к ГУ УПФ РФ в г. Якутске РС (Я) с иском об оспаривании решения об отказе в назначении страховой пенсии, включении периодов работы в стаж с назначением пенсии, указывая, что решением ответчика ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера. Считает, что в стаж неправомерно не были засчитаны периоды работы с 17.09.1993 по 13.04.1994 в должности водителя 3 класса в ИЧП "Маран", с 18.04.1994 по 22.05.2003 периода службы в Управлении государственной противопожарной службы МВД РС (Я) в районах Крайнего Севера.
Разрешая спор, суд признал решение ГУ УПФ РФ в г. Якутске РС (Я) об отказе З. в установлении страховой пенсии незаконным и обязал ответчика включить период службы З. в Управлении государственной противопожарной службы МВД РС (Я) в стаж работы в районах Крайнего Севера, и рассмотреть заявление о назначении трудовой пенсии в соответствии с законодательством. В остальной части иска отказано. При этом указал, что требование о включении в стаж периода работы с 17.09.1993 по 13.04.1994 в должности водителя в ИЧП "Маран" не подлежат удовлетв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.