Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 9 сентября 2020 г. N 3а-520/2020
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 г. N 66а-2374/2020 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2019 года N 3-8/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями филиалом "Волго-Вятский акционерного общества "Оборонэнерго" и открытым акционерным обществом "Сетевая компания" на 2020-2024 годы", возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт, возмещении судебных расходов,
установил:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также Госкомитет, тарифный орган) от 11 декабря 2019 года N 3-8/э, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 20 декабря 2017 года за N 6287, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2016 года, установлены долгосрочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями филиалом "Волго-Вятский" акционерного общества (далее - АО) "Оборонэнерго" и открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Сетевая компания" на 2020-2024 годы.
В приложениях N 1 и N 3 к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2019 года N 3-8/э для взаиморасчетов между филиалом "Волго-Вятский АО "Оборонэнерго" и ОАО "Сетевая компания" установлены, помимо прочих, показатели двухставочного тарифа; ставка за содержание электрических сетей, ставка на оплату технологического расхода (потерь); одноставочного тарифа
в периоды с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года и с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года, соответственно, в размере 664335,08 рубля за МВт в месяц, 139,86 рубля за МВт в час, 1,68498 рубля за кВт в час (приложение N 1);
необходимая валовая выручка (далее - НВВ) филиала "Волго-Вятский АО "Оборонэнерго" (без учета оплаты потерь) на 2020 год в размере 24792990 рублей (приложение N 3).
АО "Оборонэнерго" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2019 года N 3-8/э.
По мнению административного истца, оспариваемое постановление Госкомитета противоречит Федеральному закону от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
АО "Оборонэнерго" полагает, что данные тарифы являются экономически необоснованными, поскольку органом регулирования при определении размера НВВ не были учтены расходы административного истца на формирование аварийно-страхового запаса и ремонт, не включены в полном объеме расходы на установление охранных зон, исключены расходы на материалы и техническое освидетельствование объектов, не в полном размере включены расходы по статье "прибыль на социальное развитие", не учтены расходы на материалы для технического обслуживания приборов учета.
В судебном заседании представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царева Н.В., Суркова И.Ю. административный иск не признали.
Представитель ОАО "Сетевая компания" Хусаинова P.P. с административным иском не согласилась.
АО "Оборонэнерго", Министерство юстиции Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд отмечает, что административный истец и заинтересованное лицо свою правовую позицию по делу изложили, а представитель АО "Оборонэнерго" участвовал в судебном заседании и представил дополнения к административному исковому заявлению, исходя из приведенных административным ответчиком возражений. Судом также учитывается, что АО "Оборонэнерго" имеет многочисленный штат и юридическое подразделение, состоящее из нескольких сотрудников.
Учитывая изложенное, на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей указанных организаций.
Выслушав представителей органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии, устанавливает Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на розничном рынке, в том числе цепы (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Абзацем вторым пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики отнесено, в том числе установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Установление тарифов в сфере электроэнергетики высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлено Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.1.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года N 468.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам АО "Оборонэнерго" об экономической необоснованности установленных тарифов в связи с не включением в полном объеме при определении размера НВВ расходов административного истца на формирование аварийно-страхового запаса и ремонт, на установление охранных зон, на материалы и техническое освидетельствование объектов, по статье "прибыль на социальное развитие", на материалы для технического обслуживания приборов учета, суд приходит к следующему.
Статьями 6, 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ установлены основные принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), которыми определены основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который включаются, в том числе экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15-34 Основ ценообразования).
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания), следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При этом регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил регулирования тарифов). При этом данный государственный орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Подпунктом 1 пункта 25 Основ ценообразования установлено, что при определении расходов на ремонт основных средств учитываются нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".
При утверждении НВВ на 2020 год по статье расходов "Вспомогательные материалы" Госкомитетом не были учтены в полном объеме расходы организации на формирование аварийно-страхового запаса и ремонт в заявленном АО "Оборонэнерго" размере - 1675,15 тысяч рублей.
Тарифный орган обоснованно, исходя из положений пунктов 2.1, 3.3 Норм аварийного страхового запаса основных материалов, запасных частей и изделий для воздушных линий электропередач 0,38-20 кВ, утвержденных Минэнерго СССР HP 34-00-095-86 от 4 марта 1986 года, пункта 2.1 Норм аварийного страхового запаса мачтовых и комплектных трансформаторных подстанций 6-20/0,38 кВ, утвержденных Минэнерго СССР HP 34-00-092-86 от 1 февраля 1986 года, пункта 2.2 Норм аварийного запаса материалов и оборудования для восстановления воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ, утвержденных Минэнерго СССР РД 34.10.393-88. СО 153-34.10.393-88 от 28 декабря 1988 года, пришел к выводу о том, что необходимые для создания и пополнения аварийно-страхового запаса и ремонт материальные ресурсы на 2020 год были учтены регулируемой организации по статьям затрат "вспомогательные материалы" в размере 2176,45 тысяч рублей, "ремонт основных фондов" в размере 3105,95 тысяч рублей. При этом суд принимает во внимание, что материалы для выполнения внеплановых ремонтных работ при аварийных ситуациях могут быть учтены Госкомитетом по факту в последующие периоды регулирования как неучтенные расходы.
В тарифной заявке ЛО "Оборонэнерго" в составе расходов "прочие затраты" указаны расходы на установление охранных зон объектов электросетевого хозяйства в Республике Татарстан в размере 301,17 тысяч рублей. Данные расходы обусловлены необходимостью подготовки описания местоположения границ земельных участков, на которых располагаются объекты электроэнергетики, включают в себя затраты на подготовку карты плана для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, затраты на подготовку межевого плана.
Оценивая экономическую обоснованность данных расходов, Госкомитет правомерно указал, что обязанность по установлению охранных зон была установлена Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 волы; утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1984 года N 255, и Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 года N 667. При этом статьей 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с учетом внесенных в нее Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 455-ФЗ изменений, обязанность по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых охранные зоны не установлены до 31 декабря 2019 года, должна быть исполнена до 1 января 2025 года.
По мнению суда, тарифный орган, снижая расходы на установление охранных зон до 60,23 тысяч рублей, обоснованно указывает на непредставление регулируемой организацией информации об отсутствии сформированных охранных зон объектов электросетевого хозяйства, осуществление расчета предстоящих расходов на основании сведений о стоимости работ, предоставленных коммерческими организациями, без проведения торгов (аукциона) на проведение таких работ. Суд отмечает, что размер данных затрат может быть скорректирован регулирующим органом по факту выполнения работ как в большую, так и в меньшую сторону.
Вопреки доводам административного истца расходы на материалы и техническое освидетельствование оборудования, зданий и сооружений в размере 53,19 тысяч рублей согласно представленным договорам на уровне средних фактических затрат регулируемой организации за 2015-2018 годы в полном объеме включены Госкомитетом в НВВ Общества по предложению заявителя.
Расходы на техническое обслуживание транспортных средств в размере 102,94 тысяч рублей правомерно не были включены органом регулирования в НВВ АО "Оборонэнерго", поскольку при определении нормативной численности персонала Общества на 2020 год учтены единицы на обслуживание и ремонт транспортных средств. При этом само по себе заключение регулируемой организацией договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию автотранспорта со сторонней организацией" отсутствие такой обязанности у водителей автомобилей не свидетельствует об экономической обоснованности данных расходов.
Оценивая доводы о неправомерности неполного включения Госкомитетом в НВВ заявленных Обществом расходов по статье "прочие затраты" на выплаты социального характера, суд отмечает их несостоятельность.
Пунктом 26 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда та последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен,
В соответствии с главой V Методических указаний при установлении базового уровня оперативных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Согласно экспертному заключению по статье затрат "Расходы на оплату труда" органом регулирования приняты расходы в размере 9475,67 тысяч рублей, исходя из рассчитанной численности персонала 24 человека. Определяя соответствующие расходы на 2020 год, орган регулирования произвел расчет фонда оплаты труда в соответствии с Нормативами численности промышленно-производственного персонала распределительных сетей, утвержденными ОАО "ЦОТэнерго" и ОАО "РАО "ЕЭС России" 3 декабря 2004 года, которые устанавливают оптимальную численность работников, необходимую для эффективного и стабильного функционирования распределительных электрических сетей.
Уменьшая заявленную Обществом сумму расходов по статье затрат на выплаты социального характера ("прибыль на социальное развитие"), орган регулирования исходил из установленных Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года, а также локальными правовыми актами АО "Оборонэнерго" социальных выплат и произвел расчет данных выплат исходя из 24 работников административного истца, занятых в регулируемой деятельности. В результате размер указанных расходов закономерно уменьшился с 816,32 тысяч рублей до 676,085 тысяч рублей.
По мнению суда, Госкомитетом правильно не учтены в составе затрат по статье "вспомогательные материалы", подлежащих включению в НВВ, заявленные АО "Оборонэнерго" расходы на материалы для технического обслуживания приборов учета в размере 1940,46 тысяч рублей.
Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2018 года N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием системы учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" пункт 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ, предусматривающий обязанность сетевых организаций осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, вступает в силу с 1 июля 2020 года. При этом такая обязанность возникает только при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии.
Согласно договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 1 января 2015 года N 65-ВЛГ-2015, заключенному между ОАО "Сетевая компания" и АО "Оборонэнерго", все точки поставки электрической энергии в сети административного истца оборудованы приборами учета электрической энергии. При этом регулируемой организацией не представлены сведения о выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии в указанных точках поставки электрической энергии в сети Общества после 1 июля 2020 года. Более того, инвестиционная программа административного истца не предусматривает мероприятия по созданию интеллектуальных систем коммерческого учета электрической энергии (мощности).
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2019 года N 3-8/э нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Оборонэнерго" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2019 года N 3-8/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями филиалом "Волго-Вятский акционерного общества "Оборонэнерго" и открытым акционерным обществом "Сетевая компания" на 2020-2024 годы", возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт, возмещении судебных расходов отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 сентября 2020 г. N 3а-520/2020
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 18 декабря 2020 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 г. N 66а-2374/2020 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения