Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 мая 2020 г. N 03-11-11/43142
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации право на обязательное пенсионное обеспечение возникает у застрахованных лиц в случае уплаты за них (ими) страховых взносов. При этом размер уплаченных страховых взносов определяет объем прав застрахованных лиц и от поступлений упомянутых страховых взносов в полном объеме зависит полноценное страховое обеспечение застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.
Исходя из положений статьи 430 Налогового кодекса, индивидуальные предприниматели уплачивают в фиксированном размере страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, который обеспечивает минимальный размер пенсионных накоплений, необходимый для формирования пенсионных прав данных лиц, а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Предельный срок уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем в фиксированном размере - не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (пункт 2 статьи 432 Налогового кодекса).
Вместе с тем, исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса (в редакции Федерального N 102-ФЗ), Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия принимать решения, в частности, по продлению установленных Налоговым кодексом сроков уплаты страховых взносов, об установлении дополнительных оснований предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Федерального закона N 102-ФЗ"
Так, постановлением N 409 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 570) предусмотрено для индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, продление на 4 месяца сроков уплаты страховых взносов, исчисленных индивидуальными предпринимателями за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300 000 рублей, предоставление таким плательщикам последующей рассрочки по уплате страховых взносов сроком на один год, а также установлены Правила предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды экономической деятельности согласно перечню в приложении к данным Правилам.
Кроме того, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22.05.2020 принят Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", которым предусматривается, в частности, освобождение от уплаты отдельных видов налогов и авансовых платежей, подлежащих начислению за второй квартал 2020 года, а также уменьшение установленной на 2020 год суммы страховых взносов в фиксированном размере на величину минимального размера труда в 2020 году (12 130 рублей) для индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409.
Таким образом, учитывая, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, а увеличение мер поддержки хозяйствующих субъектов приведет к существенному снижению поступлений сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, предложение о продлении сроков уплаты страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и вознаграждения физическим лицам, не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 мая 2020 г. N 03-11-11/43142
Текст письма опубликован не был