Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 мая 2020 г. N 03-11-11/43498
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена возможность добровольного выбора наиболее оптимального налогового режима в отношении осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности (общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы).
Помимо общего режима налогообложения организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности (далее - ЕНВД), а непосредственно индивидуальные предприниматели - на патентную систему налогообложения (далее - ПСН) или на уплату налога на профессиональный доход (далее - НПД).
При этом Кодексом субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению дифференцированных налоговых ставок по специальным налоговым режимам.
На основании пункта 1 статьи 346 20 Кодекса для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, установлена налоговая ставка в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
Для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 346 20 Кодекса).
В части применения ЕНВД, в соответствии со статьей 346 31 Кодекса для налогоплательщиков, перешедших на уплату данного специального налогового режима, установлена налоговая ставка в размере 15 процентов величины вмененного дохода. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть установлены ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог.
Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН (пункты 7 и 8 статьи 346 43 Кодекса).
Минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не ограничен.
Одновременно отмечаем, что в рамках совершенствования УСН, в целях создания комфортных условий перехода на данный специальный налоговый режим, разработан и находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий предоставление возможности продолжать применять УСН в случае частичного превышения налогоплательщиками установленных Кодексом ограничений по доходам и (или) средней численности работников.
Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 346 25 Кодекса дополнена пунктом 2 2, исходя из которого, налогоплательщики, применявшие ЕНВД или ПСН до перехода на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, вправе учесть произведенные до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, которые будут учитываться по мере реализации указанных товаров в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346 17 Кодекса.
Кроме того, в Правительство Российской Федерации 31 марта 2020 года внесен проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 346 43 и 346 51 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", которым предусматривается расширение области применения ПСН, в частности:
- расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, за счет включения в него ряда видов предпринимательской деятельности, в отношении которых в настоящее время может применяться ЕНВД, в том числе, услуг по мойке автомототранспортных средств, услуг по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, услуг по распространению рекламы;
- приведение ограничений по размерам площадей торгового зала стационарной торговой сети и зала обслуживания посетителей объекта организации общественного питания, используемых в целях применения ПСН, в соответствие с действующими ограничениями для налогоплательщиков, применяющих ЕНВД (до 150 квадратных метров), с одновременным предоставлением субъектам Российской Федерации права на снижение размера таких ограничений;
- предоставление налогоплательщикам, применяющим ПСН, права уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на страховые платежи (взносы) и пособия по аналогии с имеющимся в настоящее время правом у налогоплательщиков, применяющих ЕНВД.
В отношении порядка применения НПД сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Закон N 422-ФЗ) с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года проводится эксперимент по установлению специального налогового режима НПД.
Федеральным законом от 15 декабря 2019 года N 428-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской области и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" внесены изменения в Федеральный закон от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", предусматривающие распространение с 1 января 2020 года эксперимента по установлению НПД на территориях города федерального значения Санкт-Петербург, Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Красноярского и Пермского краев, Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Башкортостан.
При этом Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 101-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" субъектам Российской Федерации, не включенным в эксперимент по установлению специального налогового режима НПД, предоставлено право его введения на территории субъекта Российской Федерации с 1 июля 2020 года.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 422-ФЗ налогоплательщиками НПД признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Указанный специальный налоговый режим предусматривает следующие ставки налога: 4 процента в отношении доходов, полученных от физических лиц, и 6 процентов в отношении доходов, полученных от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (части 1 и 2 статьи 10 Федерального закона).
Переход на НПД физические лица осуществляют в добровольном порядке.
Также считаем необходимым отметить, что в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ) Правительству Российской Федерации предоставлены дополнительные полномочия по изданию в 2020 году нормативных правовых актов по отдельным вопросам налогового регулирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - постановление N 409), принятым на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 1 Закона N 102-ФЗ, предусмотрено для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты следующих налогов (авансовых платежей по налогам):
сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), за исключением налога на добавленную стоимость, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента, от 3 до 6 месяцев;
сроков уплаты страховых взносов организациям и индивидуальным предпринимателям, относящимся к категории микропредприятий, от 4 до 6 месяцев.
В частности, постановлением N 409 предусмотрено продление сроков уплаты налога по УСН за 2019 год для организаций с 31 марта 2020 года до 30 сентября 2020 года, и для индивидуальных предпринимателей с 30 апреля 2020 года до 30 октября 2020 года, а также авансовых платежей за I квартал 2020 года с 25 апреля 2020 года до 25 октября 2020 года, и за полугодие с 25 июля 2020 года до 25 ноября 2020 года.
В рамках ЕНВД предусмотрено продление сроков уплаты налога за I квартал 2020 года с 25 апреля 2020 года до 25 октября 2020 года, а за II квартал с 25 июля 2020 года до 25 ноября 2020 года.
При применении ПСН, в случае если срок уплаты налога приходится на II квартал 2020 года, такой срок продлевается на 4 месяца.
Постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
Также предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.
Постановлением N 409 предусмотрено увеличение на 6 месяцев предельных сроков направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Постановлением N 409 установлено, что уплата сумм налогов (авансовых платежей), страховых взносов производится равными частями в размере одной двенадцатой указанной суммы ежемесячно, не позднее последнего числа, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок уплаты соответствующих налогов (авансовых платежей), страховых взносов, продленный на основании соответствующего подпункта пункта 1 постановления N 409.
Меры дополнительной поддержки распространяются в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, удовлетворяющих одновременно всем условиям, предусмотренным постановлением N 409 и законом N 102-ФЗ, а именно: включение в реестр юридических лиц на 1 марта 2020 года, отнесение к субъектам малого и среднего предпринимательства, основной вид деятельности согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года соответствует перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Кроме того, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 мая 2020 года принят Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (проект N 959325-7), которым предусматривается, в частности, освобождение от уплаты налогов (в том числе по УСН, ЕНВД и ПСН) и страховых взносов, начисленных за второй квартал 2020 года для индивидуальных предпринимателей, а также организаций, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Более подробную информацию о мерах государственной поддержки по обеспечению устойчивого развития экономики можно получить на официальном интернет-сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики" по адресу: http://government.ru/support_measures/.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 мая 2020 г. N 03-11-11/43498
Текст письма опубликован не был