Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16 мая 2020 г. N 03-11-11/40099
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) Правительству Российской Федерации предоставлены дополнительные полномочия по изданию в 2020 году нормативных правовых актов по отдельным вопросам налогового регулирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - постановление N 409) предусмотрено продление организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, и включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, сроков уплаты, в частности, следующих налогов (авансовых платежей по налогам):
1. По упрощенной системе налогообложения:
- за 2019 год срок уплаты налога для организаций продлевается с 31 марта 2020 г. до 30 сентября 2020 г., для индивидуальных предпринимателей с 30 апреля 2020 г. до 30 октября 2020 г.;
- авансовых платежей за I квартал 2020 года продлевается с 25 апреля 2020 г. до 25 октября 2020 г., а за полугодие - с 25 июля 2020 г. до 25 ноября 2020 г.;
2. По единому налогу на вмененный доход:
- за I квартал 2020 года - продлевается с 25 апреля 2020 г. до 25 октября 2020 г., а за II квартал 2020 года - с 25 июля 2020 г. до 25 ноября 2020 г.;
3. По патентной системе налогообложения:
в случае, если срок уплаты налога приходится на II квартал 2020 года такой срок продлевается на 4 месяца.
Кроме того, Федеральным законом N 102-ФЗ высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие продление сроков уплаты налогов по специальным налоговым режимам на период с 1 января вплоть до 31 декабря 2020 года (включительно), а также право продлевать установленные законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроки уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам).
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - постановление N 434).
На основании пункта 2 постановления N 409 осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц или в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, по состоянию на 01.03.2020.
В части вопроса об освобождении от уплаты страховых взносов за первое полугодие 2020 года индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и вознаграждения физическим лицам, в качестве государственной меры поддержки в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции сообщается, что в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации право на обязательное пенсионное обеспечение возникает у застрахованных лиц в случае уплаты за них (ими) страховых взносов. При этом размер уплаченных страховых взносов определяет объем прав застрахованных лиц и от поступлений упомянутых страховых взносов в полном объеме зависит полноценное страховое обеспечение застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.
Исходя из положений статьи 430 Кодекса, индивидуальные предприниматели уплачивают в фиксированном размере страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, который обеспечивает минимальный размер пенсионных накоплений, необходимый для формирования пенсионных прав данных лиц, а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Таким образом, предлагаемое в обращении освобождение индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и вознаграждения физическим лицам, от уплаты страховых взносов за первое полугодие 2020 года, приведет к недопоступлению страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов и, соответственно, к снижению объема прав на получение соответствующего страхового обеспечения для данной категории застрахованных лиц.
Предельный срок уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем в фиксированном размере - не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (пункт 2 статьи 432 Кодекса).
Вместе с тем, указанным постановлением N 409 предусмотрено для индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 434, продление на 4 месяца сроков уплаты страховых взносов, исчисленных индивидуальными предпринимателями за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300 000 рублей, предоставление таким плательщикам последующей рассрочки по уплате страховых взносов сроком на один год, а также установлены Правила предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды экономической деятельности согласно перечню в приложении к указанным Правилам.
Учитывая, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, а увеличение мер поддержки субъектов хозяйственной деятельности приведет к существенному снижению поступлений сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, предложение об освобождении индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и вознаграждения физическим лицам, от уплаты страховых взносов за первое полугодие 2020 года не поддерживается.
В части вопроса об отмене транспортного налога сообщается, что в соответствии со статьей 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирует в значительной степени доходную базу региональных бюджетов и в федеральный бюджет не зачисляется.
В связи с этим в целях расширения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию налоговой нагрузки на территории субъектов Российской Федерации на федеральном уровне по транспортному налогу установлены только средние значения налоговых ставок.
При этом налоговые ставки по транспортному налогу, установленные пунктом 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок по транспортному налогу в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Помимо снижения налоговых ставок регулирование налоговой нагрузки на соответствующей территории может осуществляться путем предоставления налоговых льгот по транспортному налогу отдельным категориям граждан по решению законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, вопросы о введении транспортного налога, установлении размеров налоговой ставки, а также установление налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, относятся к компетенции законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что в настоящее время в связи с распространением новой коронавирусной инфекции рассматриваются различные варианты введения дополнительных мер поддержки малого и среднего предпринимательства.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16 мая 2020 г. N 03-11-11/40099
Текст письма опубликован не был