Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 26 ноября 2020 г. N 1439-П
Обстоятельства авиационных происшествий с единичным экземпляром воздушного судна самолетом Тунгус RA-2843G и самолетом Ан-2 RA-68161
27.04.2019 в районе посадочной площадки Калинка (Хабаровский район Хабаровского края) командир воздушного судна (далее - КВС) единичного экземпляра воздушного судна (далее - ЕЭВС) самолета Тунгус RA-2843G (аналог самолета Як-18Т) выполнял полет с пилотом-инструктором.
Полет выполнялся в воздушном пространстве класса "G" по правилам визуальных полетов. Уведомление на использование воздушного пространства, предусмотренное пунктом 124 "Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138, в органы ОВД не подавалось.
Погодные условия в районе выполнения полета соответствовали минимуму КВС и не оказали влияния на возникновение и развитие особой ситуации в полете.
Из показаний свидетелей следует, что периодическое и оперативное техническое обслуживание самолета проводилось КВС.
После взлета и уборки шасси, в процессе выполнения левого разворота, при котором очевидцы отметили хлопки и прекращение звука работающего двигателя, самолет столкнулся с земной поверхностью. В результате столкновения самолет разрушился, находившиеся на борту КВС и пилот-инструктор погибли.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия с ЕЭВС самолетом Тунгус RA-2843G (далее - комиссия по расследованию) установлено, что двигатель и воздушный винт не имеют признаков, которые свидетельствовали бы об их отказе в полете. Столкновение самолета с земной поверхностью произошло в режиме сваливания, при этом подвод мощности от двигателя к воздушному винту не осуществлялся.
При осмотре топливной системы воздушного судна обнаружена установка в топливной магистрали двух перекрывных топливных крана типа 768600МА с электроприводом. Один кран установлен между расходным и левым топливным баком, второй - между расходным и правым топливным баком. Типовой конструкцией самолета типа Як-18Т установка этих кранов в топливную систему не предусмотрена. В руководствах по летной и технической эксплуатации ЕЭВС самолета "Тунгус" RA-2843G отсутствуют сведения о выполненных доработках топливной системы (установке кранов) и порядке их эксплуатации. В картах контрольных проверок отсутствует информация о контроле открытия/закрытия заслонок перекрывных топливных кранов.
В результате проведенных исследований комиссией по расследованию установлено, что на момент столкновения самолета с земной поверхностью оба перекрывных крана топливной системы самолета были работоспособны, однако их заслонки находились в положении "закрыто". Топливо из основных баков не могло поступать в топливную магистраль. Питание двигателя топливом осуществлялось из расходного бака емкостью 3.5 л, после полной его выработки двигатель остановился.
Нахождение заслонок перекрывных кранов топливной системы ЕЭВС самолета "Тунгус" RA-2843G в положении "закрыто" (по невыясненным обстоятельствам) привело к остановке двигателя при выполнении набора высоты после взлета. Наиболее вероятно, экипажем было принято решение выполнить разворот в сторону взлетно-посадочной полосы и выполнить вынужденную посадку. Однако, в процессе разворота, самолет вышел на закритические углы атаки и режим сваливания. Из-за отсутствия запаса высоты вывести самолет из режима сваливания было невозможно.
Комиссией по расследованию отмечено, что в сложившейся ситуации, в соответствии с требованиями пункта 5.1 Руководства по летной эксплуатации ЕЭВС самолета "Тунгус" RA-2843G, необходимо было перевести самолет на снижение сразу после остановки двигателя (возникновения перебоев в работе двигателя) для сохранения скорости планирования, что, наиболее вероятно, позволило бы произвести посадку самолета на нижнюю часть фюзеляжа и уменьшило бы тяжесть последствий от авиационного происшествия.
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятно, причиной катастрофы ЕЭВС самолета "Тунгус" RA-2843G явился выход самолета на закритические углы атаки и режим сваливания на малой высоте полета из-за потери скорости при развороте для выполнения вынужденной посадки. Выполнение вынужденной посадки было обусловлено остановкой двигателя в полете по причине отсутствия питания топливом из-за закрытого положения заслонок перекрывных кранов основных топливных магистралей топливной системы самолета и полной выработки топлива из расходного бака.
Способствующим фактором явилась неудовлетворительная эксплуатация топливной системы воздушного судна, связанная с отсутствием в эксплуатационной документации самолета "Тунгус" RA-2843G сведений о выполненных доработках топливной системы самолета, а именно, об установке двух перекрывных топливных кранов, а также о порядке управления кранами в процессе эксплуатации и контроля их положения.".
22.05.2019 с посадочной площадки, расположенной вблизи населенного пункта Журавское (Новоселицкий район Ставропольского края), на самолете Ан-2 RA-68161 выполнялись авиационно-химические работы (далее - АХР). Средняя продолжительность полета составляла около 20 минут.
Полеты выполнялись в воздушном пространстве класса "G" без связи и уведомления органа ОВД. Перед выполнением АХР за метеоконсультацией в АМСГ Ставрополь (авиационная метеорологическая станция гражданской авиации) КВС не обращался.
При выполнении седьмого полета, на взлете после отрыва, произошла тряска двигателя с последующими хлопками и резкой потерей мощности. КВС принял решение на прекращение полета и выполнение посадки прямо перед собой. В процессе пробега, после посадки, самолет выкатился за пределы посадочной площадки и столкнулся с деревьями лесополосы по курсу взлета.
В результате авиационного происшествия КВС, находившийся в левом кресле кабины пилотов и пристегнутый привязными ремнями, не пострадал. Самолет после столкновения с деревьями ле
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 26 ноября 2020 г. N 1439-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.