Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 26 ноября 2020 г. N 1439-П
Обстоятельства авиационных происшествий с единичным экземпляром воздушного судна самолетом Тунгус RA-2843G и самолетом Ан-2 RA-68161
27.04.2019 в районе посадочной площадки Калинка (Хабаровский район Хабаровского края) командир воздушного судна (далее - КВС) единичного экземпляра воздушного судна (далее - ЕЭВС) самолета Тунгус RA-2843G (аналог самолета Як-18Т) выполнял полет с пилотом-инструктором.
Полет выполнялся в воздушном пространстве класса "G" по правилам визуальных полетов. Уведомление на использование воздушного пространства, предусмотренное пунктом 124 "Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138, в органы ОВД не подавалось.
Погодные условия в районе выполнения полета соответствовали минимуму КВС и не оказали влияния на возникновение и развитие особой ситуации в полете.
Из показаний свидетелей следует, что периодическое и оперативное техническое обслуживание самолета проводилось КВС.
После взлета и уборки шасси, в процессе выполнения левого разворота, при котором очевидцы отметили хлопки и прекращение звука работающего двигателя, самолет столкнулся с земной поверхностью. В результате столкновения самолет разрушился, находившиеся на борту КВС и пилот-инструктор погибли.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия с ЕЭВС самолетом Тунгус RA-2843G (далее - комиссия по расследованию) установлено, что двигатель и воздушный винт не имеют признаков, которые свидетельствовали бы об их отказе в полете. Столкновение самолета с земной поверхностью произошло в режиме сваливания, при этом подвод мощности от двигателя к воздушному винту не осуществлялся.
При осмотре топливной системы воздушного судна обнаружена установка в топливной магистрали двух перекрывных топливных крана типа 768600МА с электроприводом. Один кран установлен между расходным и левым топливным баком, второй - между расходным и правым топливным баком. Типовой конструкцией самолета типа Як-18Т установка этих кранов в топливную систему не предусмотрена. В руководствах по летной и технической эксплуатации ЕЭВС самолета "Тунгус" RA-2843G отсутствуют сведения о выполненных доработках топливной системы (установке кранов) и порядке их эксплуатации. В картах контрольных проверок отсутствует информация о контроле открытия/закрытия заслонок перекрывных топливных кранов.
В результате проведенных исследований комиссией по расследованию установлено, что на момент столкновения самолета с земной поверхностью оба перекрывных крана топливной системы самолета были работоспособны, однако их заслонки находились в положении "закрыто". Топливо из основных баков не могло поступать в топливную магистраль. Питание двигателя топливом осуществлялось из расходного бака емкостью 3.5 л, после полной его выработки двигатель остановился.
Нахождение заслонок перекрывных кранов топливной системы ЕЭВС самолета "Тунгус" RA-2843G в положении "закрыто" (по невыясненным обстоятельствам) привело к остановке двигателя при выполнении набора высоты после взлета. Наиболее вероятно, экипажем было принято решение выполнить разворот в сторону взлетно-посадочной полосы и выполнить вынужденную посадку. Однако, в процессе разворота, самолет вышел на закритические углы атаки и режим сваливания. Из-за отсутствия запаса высоты вывести самолет из режима сваливания было невозможно.
Комиссией по расследованию отмечено, что в сложившейся ситуации, в соответствии с требованиями пункта 5.1 Руководства по летной эксплуатации ЕЭВС самолета "Тунгус" RA-2843G, необходимо было перевести самолет на снижение сразу после остановки двигателя (возникновения перебоев в работе двигателя) для сохранения скорости планирования, что, наиболее вероятно, позволило бы произвести посадку самолета на нижнюю часть фюзеляжа и уменьшило бы тяжесть последствий от авиационного происшествия.
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятно, причиной катастрофы ЕЭВС самолета "Тунгус" RA-2843G явился выход самолета на закритические углы атаки и режим сваливания на малой высоте полета из-за потери скорости при развороте для выполнения вынужденной посадки. Выполнение вынужденной посадки было обусловлено остановкой двигателя в полете по причине отсутствия питания топливом из-за закрытого положения заслонок перекрывных кранов основных топливных магистралей топливной системы самолета и полной выработки топлива из расходного бака.
Способствующим фактором явилась неудовлетворительная эксплуатация топливной системы воздушного судна, связанная с отсутствием в эксплуатационной документации самолета "Тунгус" RA-2843G сведений о выполненных доработках топливной системы самолета, а именно, об установке двух перекрывных топливных кранов, а также о порядке управления кранами в процессе эксплуатации и контроля их положения.".
22.05.2019 с посадочной площадки, расположенной вблизи населенного пункта Журавское (Новоселицкий район Ставропольского края), на самолете Ан-2 RA-68161 выполнялись авиационно-химические работы (далее - АХР). Средняя продолжительность полета составляла около 20 минут.
Полеты выполнялись в воздушном пространстве класса "G" без связи и уведомления органа ОВД. Перед выполнением АХР за метеоконсультацией в АМСГ Ставрополь (авиационная метеорологическая станция гражданской авиации) КВС не обращался.
При выполнении седьмого полета, на взлете после отрыва, произошла тряска двигателя с последующими хлопками и резкой потерей мощности. КВС принял решение на прекращение полета и выполнение посадки прямо перед собой. В процессе пробега, после посадки, самолет выкатился за пределы посадочной площадки и столкнулся с деревьями лесополосы по курсу взлета.
В результате авиационного происшествия КВС, находившийся в левом кресле кабины пилотов и пристегнутый привязными ремнями, не пострадал. Самолет после столкновения с деревьями лесополосы получил значительные механические повреждения. На месте авиационного происшествия возник пожар двигателя, ликвидированный силами КВС, технического персонала и прибывшей пожарной команды.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия с самолетом Ан-2 RA-68161 (далее - комиссия по расследованию) было установлено, что на момент авиационного происшествия самолет Ан-2 RA-68161 эксплуатировался без сертификата летной годности. Определить полноту и качество периодического и оперативного технического обслуживания (далее - ТО) самолета не представилось возможным ввиду отсутствия записей в формуляре ВС и журнале подготовки ВС к полетам. Сведения о выполнении периодического и оперативного ТО двигателя отсутствуют ввиду отсутствия формуляра двигателя.
В нарушение главы 2 Руководства по летной эксплуатации самолета Ан-2 выполнение АХР осуществлялось в неполном составе экипажа (без второго пилота). У КВС отсутствовал допуск к полетам в составе одного члена экипажа.
Комиссией по расследованию также установлено, что КВС выполнял полеты с истекшим сроком действия медицинского заключения и без квалификационной проверки пилотом-инструктором (крайняя квалификационная проверка КВС выполнена 26.05.2017).
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной авиационного происшествия с самолетом Ан-2 RA-68161 явилось падение мощности двигателя на взлете, что привело к необходимости вынужденной посадки сразу после отрыва самолета, в результате чего произошло выкатывание за пределы ВПП с последующим столкновением с деревьями лесополосы.
Падение мощности двигателя произошло по причине разрушения жаровых труб выхлопного коллектора, приведшего к потере мощности двигателя на взлете из-за попадания отработанных газов в карбюратор через открытую заслонку.
Разрушение фрагментов жаровых труб выхлопного коллектора произошло в результате перегрева материала в процессе эксплуатации.
Способствующим факторами, наиболее вероятно, явились:
- недостатки в технической эксплуатации ВС: выполнение полетов в течение длительного интервала времени без учета наработки двигателя и без получения Сертификата летной годности (без проведения работ, необходимых для его получения);
- отсутствие достаточной дистанции для безопасного окончания пробега.".
Подробная информация о результатах расследования авиационных происшествий с ЕЭВС самолетом "Тунгус" RA-2843G и самолетом Ан-2 RA-68161 приведена в Окончательных отчетах, размещенных на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 26 ноября 2020 г. N 1439-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.