Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО и сообщает следующее.
В отношении вопроса N 1.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом налогоплательщика в виде материальной выгоды является, в частности, материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг. При этом в соответствии с пунктом 4 данной статьи налоговая база определяется в таких случаях как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также порядок определения предельной границы колебаний рыночной цены, в соответствии с абзацем седьмым пункта 4 статьи 212 Кодекса, устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 49 Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" до вступления в силу нормативных актов Банка России, принятие которых отнесено к компетенции Банка России данным Федеральным законом, применяются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что до принятия Банком России согласованного с Минфином России порядка определения рыночной цены ценных бумаг применяется Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях 23 главы Кодекса (далее - Порядок), утвержденный приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-65/пз-н, в соответствии с пунктом 2.1 которого рыночная цена ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, определяется как средневзвешенная цена, рассчитываемая в установленном порядке российским организатором торговли на рынке ценных бумаг (фондовой биржей) по итогам каждого торгового дня, с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг.
При этом в соответствии с пунктом 5 Порядка предельная граница колебаний рыночной цены ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется в следующем порядке:
1) в сторону повышения - от рыночной цены ценной бумаги до максимальной цены сделки с ценной бумагой, совершенной на торгах данного организатора торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовую биржу, или иностранной фондовой биржи;
2) в сторону понижения - от рыночной цены ценной бумаги до минимальной цены сделки с ценной бумагой, совершенной на торгах данного организатора торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовую биржу, или иностранной фондовой биржи.
Таким образом, предельные границы колебания рыночной цены ценных бумаг определяются минимальной и максимальной ценами сделок, совершенных на торгах с соответствующими ценными бумагами.
Учитывая изложенное, при определении налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды от приобретения физическим лицом акций учитывается минимальная цена сделки, совершенной на торгах с соответствующими ценными бумагами, на день их приобретения.
Данные разъяснения содержат общий порядок применения законодательства Российской Федерации по налогу на доходы физических лиц, которые не учитывают конкретные обстоятельства и условия.
При необходимости ООО вправе обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет с документами, относящимися к существу вопроса, для получения разъяснения относительно конкретной ситуации.
В отношении вопроса N 2.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В этой связи Федеральной налоговой службой в целях формирования единой правовой позиции в части порядка определения состава расходов, учитываемых при определении финансового результата в целях налогообложения доходов по операциям реализации (погашения) ценных бумаг, направлен запрос в Министерство финансов Российской Федерации.
После согласования позиции с указанным ведомством Вам дополнительно будут направлены соответствующие разъяснения в отношении вопроса N 2.
Действительный государственный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 27 октября 2020 г. N БС-4-11/17573@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 14 января 2021 г. N 1