Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение университета по вопросу заполнения реестра документов, направляемого в налоговый орган в целях подтверждения обоснованности применения налоговых льгот, сообщает следующее.
Согласно пункту 6 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.
ФНС России, в целях сокращения объема истребуемых у налогоплательщиков документов при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), в которых отражены операции, не подлежащие (освобождаемые от налогообложения) налогообложению НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 Кодекса и подпадающие под понятие налоговая льгота, письмом от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@ (далее - Письмо ФНС России) были направлены рекомендации налоговым органам и налогоплательщикам, в том числе была рекомендована для заполнения в вышеуказанных целях форма реестра документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот, а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам.
Представление налогоплательщиком реестра документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот, рассматривается как представление пояснений об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, направляемых в налоговые органы в соответствии с пунктом 6 статьи 88 Кодекса.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" при применении пункта 6 статьи 88 Кодекса необходимо принимать во внимание определение понятия "налоговая льгота", данное в пункте 1 статьи 56 Кодекса, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.
В связи с этим, действие пункта 6 статьи 88 Кодекса распространяется на те из перечисленных в статье 149 Кодекса основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.
Вместе с тем со ссылкой на положения пункта 6 статьи 88 Кодекса у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (пункт 2 статьи 146 Кодекса) или освобождаемым от налогообложения на основании статьи 149 Кодекса, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций.
В связи с тем, что освобождение от НДС, предусмотренное абзацем 6 пункта 14.1 статьи 149 Кодекса в отношении услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий предоставляется не отдельным категориям налогоплательщиков, а любым налогоплательщикам, осуществляющим такие операции, данное освобождение не признается льготой, предусмотренной в пункте 1 статьи 56 Кодекса.
Таким образом, Кодексом не предусмотрено истребование пояснений и документов со ссылкой на пункт 6 статьи 88 Кодекса в рамках камеральной налоговой проверки в отношении услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
При этом в Письме ФНС России указывается, что оно применяется только в отношении тех налоговых льгот, которые подпадают под понятие налоговая льгота, предусмотренное пунктом 1 статьи 56 Кодекса и соответствуют позиции Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", изложенной в пункте 14 Постановления от 30 мая 2014 г. N 33.
Таким образом, заполнение реестра документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по услугам населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, не предусмотрено.
Государственный советник |
А.В. Егоричев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 28 октября 2020 г. N ЕА-4-15/17675@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был