На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Икстрейд Энерджи" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Департамента строительства города Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение остатков подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Реконструкция водопроводной связки между Жулебинской и Люберецкой магистралями для первой очереди комплексной застройки территории иловых площадок Люберецкой станции аэрации", заказ N 3486-08 по адресу: г. Москва, ЮВАО, УР "Выхино-Жулебино; ВАО УР "Косино-Ухтомский", Люберецкий муниципальный район Московской области, г. Люберцы (номер извещения 0173200001416001415) (далее - Аукцион), в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно установивших в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний и технологии производства, компонентного состава товаров.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru - 15.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - рублей;
4) 08.12.2016
5) дата проведения Аукциона - 12.12.2016.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В разделе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об Аукционе" документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
В указанном разделе документации об Аукционе установлено, в том числе (Пример): "По позиции 17 "Шпатлевка эпоксидная" - "Время высыхания до степени 4 при температуре (20_2) °С Не более 24 ч. Срок годности шпатлевки при температуре (20_2) °С Не менее 1.5 ч. Эластичность шпатлевочного покрытия при изгибе Не более 50 мм. Влагопоглощаемость покрытия на окрашиваемой поверхности Не более 0.8, не нормируется %. Прочность шлатлевочного покрытия при ударе на приборе типа У-1 Не менее 40 см. Массовая доля нелетучих веществ шпатлевочной пасты Не менее 90 % Марка [ЭП-0010], [ЭП-0020]. Расход диэтилентриамина для отверждения шпатлевки 3.0_0.2 на 100.0_0.2 шпатлевочной пасты; не используется. Условная вязкость шпатлевочной пасты, разбавленной растворителем при температуре (20,0_0,5) °С, по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм 30*-50*; не нормируется с. Отвердитель N 1; Отвердитель N 1, диэтилентриамин. Время высыхания до степени 4 при температуре 65-70 °С Не более 7 ч. Расход 50%-ного раствора гексаметилендиамина в этиловом спирте для отверждения шпатлевки 8.5_0.2 на 100.0_0.2 шпатлевочной пасты г. Способ нанесения на поверхность Шпателем или методом пневматического распыления";
По позиции 25 "Эмаль" - "ЭП-140 Срок годности эмали при температуре (20_2) °С От 6* ч. Прочность покрытия при ударе на приборе типа У-1 Не менее 40 см. Класс опасности растворителей 3, 4 или не нормируется. Твердость покрытия по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник А) Не менее 0.5 усл. ед. Укрывистость эмали темно-зеленого и желтого цвета Не более 120 г/м2 цвета Белый, черный, серебристый, [голубовато-серый], серый, [темно-серый], [светло-табачный], табачный, [светло-защитный], защитный, [темно-коричневый], [светло-серый 583], [светло-серый 500], голубой, синий, [темно-зеленый], слоновая кость, желтый, оранжевый, [темно-красный]. Время высыхания до степени 3 при температуре (90_2) °С Не более 2 ч. Термостойкость покрытия эмали серебристого цвета при температуре (250_5) °С Не менее 3 ч. Степень перетира полуфабриката эмали (кроме серебристой) Не более 40 мкм. Стойкость покрытия при температуре (20_2) °С к статическому воздействию масла, бензина (нефраса) и воды Не менее 24 ч. Растворитель Р-5А или смесь растворителей, состоящей из ацетона, этилцеллозольва и ксилола, взятых по массе 30:30:40 соответственно. Массовая доля нелетучих веществ 34*-61* %. Эластичность покрытия при изгибе Не более 2 мм. Условная вязкость полуфабриката эмали по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0_0,5) °С 13*-19* с. Твердость покрытия по маятниковому прибору типа М-3 Не менее 0.6 усл. ед. Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2) °С Не более 6 ч".
Учитывая изложенное, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В разделе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об Аукционе" документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, необходимых при выполнении работ.
Также в указанном разделе документации об Аукционе установлен, в том числе, перечень ГОСТ, которым должны соответствовать материалы, используемые при выполнении работ: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам в последней редакции, в том числе их обязательным, рекомендуемым и справочным приложениям: ГОСТ 21880-2011 "МАТЫ ИЗ МИНЕРАЛЬНОЙ ВАТЫ ПРОШИВНЫЕ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЕ. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ", ГОСТ 530-2012 "КИРПИЧ И КАМЕНЬ КЕРАМИЧЕСКИЕ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ", ГОСТ 26411-85 "КАБЕЛИ КОНТРОЛЬНЫЕ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ", ГОСТ 31996-2012 "КАБЕЛИ СИЛОВЫЕ С ПЛАСТМАССОВОЙ ИЗОЛЯЦИЕЙ НА НОМИНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ 0,66; 1 И 3 КВ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ", ГОСТ 31943-2012 "КАБЕЛИ ТЕЛЕФОННЫЕ С ПОЛИЭТИЛЕНОВОЙ ИЗОЛЯЦИЕЙ В ПЛАСТМАССОВОЙ ОБОЛОЧКЕ. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ", ГОСТ 103-2006 "ПРОКАТ СОРТОВОЙ СТАЛЬНОЙ ГОРЯЧЕКАТАНЫЙ ПОЛОСОВОЙ. СОРТАМЕНТ", ГОСТ 5781-82 "СТАЛЬ ГОРЯЧЕКАТАНАЯ ДЛЯ АРМИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ", ГОСТ 8736-2014 "ПЕСОК ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ", ГОСТ 24709-81 "ЭМАЛИ ЭП-140. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ".
При этом, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В извещении о проведении закупки, документации об Аукционе указано: "дата и время окончания подачи заявок - 05.12.2016, дата проведения Аукциона - 12.12.2016".
В пункте 2 "Место, условия и сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг" информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе: "период выполнения работ с 01.10.2016 г до 31.03.2018 г.".
Вместе с тем, в разделе 4 "сроки выполнения работ" проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Дата начала Работ - дата заключения Контракта. Дата окончания Работ - не более 18 (восемнадцати) с даты начала Работ (п. 4.2)".
На основании изложенного, в информационной карте и проекте контракта документации об Аукционе установлены противоречивые сроки выполнения работ.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (далее - Бюджетный кодекс РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса.
В силу пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 Бюджетного кодекса РФ, на срок реализации указанных решений.
Согласно пункту 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
В соответствие с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с пунктом 3.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе "государственный заказчик выплачивает генеральному подрядчику на выполнение работ по контракту аванс в размере 30 (тридцати) % от цены контракта, что составляет _____ (______________________________________) руб._______ коп., в том числе НДС - 18% ___________ (_____________________________) руб._______ коп., в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента письменного обращения генерального подрядчика".
Источником финансирования рассматриваемой закупки установлен "бюджет города Москвы".
В соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства РФ N 1456 от 28.12.2015 "О мерах по реализации Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2016 год", получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи с последующей оплатой денежных обязательств, возникающих по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, после подтверждения предусмотренных указанными договорами (государственными контрактами) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенных платежей в размере, не превышающем 30 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, - по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, если иное не установлено настоящим постановлением, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, Заказчик вправе предусмотреть аванс в размере, не превышающем 30% суммы контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств.
В пункте 7 информационной карты документации об Аукционе указано: "Год бюджета 2016: Лимит бюджетных обязательств, КБК: 806-0502-06И0100000-414-310: 203 949 500,00 руб. Год бюджета 2017: Лимит бюджетных обязательств, КБК: 806-0502-06И0100000-414-310: 650 000 000,00 руб. Год бюджета 2018: Лимит бюджетных обязательств, КБК: 806-0502-06И0100000-414-310: 209 040 560,00 руб."
В документации об Аукционе установлен аванс в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта, однако, фактически исполнить указанное положение не представляется возможным, поскольку 30% от начальной (максимальной) цены контракта составляет 318 897 018 рублей, что превышает размер выделенных лимитов бюджетных обязательств на 2016 год.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 13 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 08.12.2016 N К-1951/16, по данному делу предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 08.12.2016 N К-1951/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 декабря 2016 г. N ВП-587-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2016