На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 22.06.2016 N 804/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),рассмотрев обращение ООО "Комбинат питания"(далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГКУ "Клинический санаторий "Кратово" ФСБ России"(далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка"(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку продуктов питания в рамках ГОЗ(номер извещения 0348100075316000151) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего в документации об Аукционе две инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, противоречащие друг другу;
2) установившего в документации об Аукционе излишние требования к товарам, в соответствии с которыми участнику закупки в первой части заявки на участие в Аукционе необходимо предоставить сведения о химическом составе таких товаров;
3) установившего в документации об Аукционе характеристики товара, которые вводят участников Аукциона в заблуждение и не позволяют надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе;
4) установившего в документации об Аукционе противоречивые требования к остаточному сроку годности товара на момент поставки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях полного и всестороннего рассмотрения обращения, заседание Комиссии перенесено с 08.12.2016 на 09.12.2016.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией обАукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru(далее - Официальный сайт) - 18.11.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 031,22 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 26.11.2016;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 30.11.2016;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе единая комиссия Заказчика приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в Аукционе, его участником.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Разделом 12 документации об Аукционеустановлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе.
В Приложении N 2 документации об Аукционе установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, установленным Заказчиком требованиям, а также инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, содержащая, в том числе, иные правила заполнения первой части заявки на участие в Аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе не позволяет установить какой именно инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе участникам закупки необходимо руководствоваться при заполнении заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(далее - КоАП РФ).
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Приложением N 2 "Спецификация" (далее - Спецификация) документации об Аукционе установлены показатели товара, в том числе:
Пункт 4 "Филе трески"установлено, что "свинец - 1,0 мг/кг, мышьяк - 4,0 мг/кг, кадмий - 0,1 мг/кг, ртуть - 0,4 мг/кг. Содержание пестицидов: Гексахлорциклагексан (альфа, бета, гамма-изомеры) - не более 0,1 мг/кг. ДДТ и его метаболиты не более 0,1 мг/кг";
Пункт 28 "Кондитерские изделия 0,04" установлено, что "свинец 0,5 мг/кг, мышьяк 0,3 мг/кг, кадмий 0,1 мг/кг, ртуть 0,02 мг/кг. Содержание микотоксинов должно быть: афлатоксин В1 - не более 0,005 мг/кг, дезоксиниваленол- не более 0,7 мг/кг".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, сведения о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товардля представления подробных сведений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование к описанию объекта закупки, не соответствующее пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя в документации об Аукционе установлены характеристики товара, которые вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, например:
Пунктом 3"Форель свежемороженая без головы" Спецификации документации об Аукционе установлены требования к закупаемому товару, в том числе: "Рыба мороженная потрошеная обезглавленная (форель, хек, треска) должна от даты выработки храниться замороженной при температуре не выше минус 18 градусов".
Комиссия приходит к выводу о том, что положения пункта 3"Форель свежемороженая без головы" Спецификации документации об Аукционе не позволяют надлежащим образом определитьвидрыбы, который участнику закупки необходимо предложить к поставке в составе заявки на участие в Аукционе, что вводит участников Аукциона в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Согласно наименованию пункта 27"Кальмар тушка замороженная" Спецификации документации об Аукционепотребностям Заказчика соответствует вид разделки кальмара -тушка.
При этом пунктом 27"Кальмар тушка замороженная"также установленыследующие виды разделки кальмара:неразделанный - кальмар в целом виде;потрошеный с головой и щупальцами; филе;щупальца с головой (получаемые при разделке кальмара на филе и тушку)".
Комиссия приходит к выводу о том, что установленные в пункте 27"Кальмар тушка замороженная" Спецификации документации об Аукционе противоречивые требования к виду разделки кальмара вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащим образом описание объекта закупки, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно доводу жалобы ЗаявителяЗаказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к остаточному сроку годности товара на момент поставки.
На заседании Комиссии представители Заявителя отозвали указанный довод жалобы, в связи с чем довод Заявителя Комиссией не рассматривается.
4. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 29.11.2016 N 0348100075316000151-1 участник закупки (порядковый номер заявки 3) допущен к участию в Аукционе.
Комиссиейустановлено, что в заявке участника закупки (порядковый номер заявки 3), содержится в том числе следующая информация по позиции 27 "Кальмар тушка замороженная": "Тушка и филе могут изготовляться с кожицей и без кожицы", что не соответствует требованиям инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционедокументации об Аукционе, в соответствии с которыми, участнику Аукциона не допускается указание слов "необходимо", "должно", "нужно", "следует", "желательно", "надлежит" "или" и их производных однокоренных слов.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о допуске к участию в Аукционе участника закупки (порядковый номер заявки 3) нарушают пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершения которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность установления Заказчиком иного срока действия банковской гарантии.
Согласно разделу 12 "Размер обеспечения исполнения контракта" документации об Аукционе "срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия государственного контракта не менее чем на три месяца".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в документации об Аукционе установил срок действия банковской гарантии, не соответствующий части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушенияпунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 3статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 декабря 2016 г. N ПГОЗ-404/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2016