Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "БМК" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку мяса и мясных продуктов в ассортименте (номер извещения 0358100010016000919) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего в документации об Аукционе требование к сроку поставки товара, ограничивающее количество участников закупки;
2) установившего в документации об Аукционе требования к характеристикам товаров не соответствующие ГОСТ 32125-2013, ГОСТ 31476-2012, ГОСТ Р 32244-2013, ГОСТ Р 52196-2011.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 18.11.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 222 965 000 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 05.12.2016;
4) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 7 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 09.12.2016.
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 5 участников Аукциона;
1. Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается в том числе информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе установлен срок поставки закупаемого товара: с момента подписания государственного контракта по 30 июня 2017 года по заявкам Заказчика.
В разделе 2 "Срок и порядок поставки" приложения N 3 к документации об Аукционе установлено следующее: "Заказчик направляет заявку (график поставки) в срок не позднее чем за 1 день до даты поставки. Днем исполнения поставщиком обязательства по поставке товара в установленный контрактом срок считается дата поступления товара, соответствующего требованиям контракта, на склады грузополучателей в период поставки".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требования к срокам поставки товаров установлены в соответствии с потребностями Заказчика.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что установленное Заказчиком в документации об Аукционе требование ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Приложением 2 "Требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика" к документации об Аукционе установлены требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам закупаемых товаров, в том числе требования о соответствии закупаемых товаров указанным в документации об Аукционе ГОСТам.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования к мясу свинины, не соответствующие ГОСТу 31476-2012, так как ГОСТ 31476-2012 не предусматривает разделение мяса свинины одновременно на категории и классы.
Приложением 2 к документации об Аукционе установлено, что к поставке требуется мясо свинины замороженное 2 категории без шкуры 1 класса без головы, ног, хвоста, внутренних органов и внутреннего жира, соответствующее ГОСТу 31476-2012.
Пунктом 5.2.3 ГОСТа 31476-2012 установлено, что свинина в зависимости от массы туш, толщины шпика и половозрастных признаков подразделяются на шесть категорий, в том числе на вторую "туши свиней-молодняка (свинок и боровков)" со значение массы туши, кг без шкуры* -от 45 до 91 включ. Согласно сноске, "*" означает, что масса туши в парном состоянии без головы, ног, хвоста, внутренних органов и внутреннего жира.
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТа 31476-2012 свинина от молодняка массой туш от 50 до 120 кг в зависимости от выхода мышечной ткани подразделяются на шесть классов, в том числе на первый класс, со значением выхода мышечной ткани св. 55 % до 60 % включ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требования к характеристикам мяса свинины, установленные Заказчиком в документации об Аукционе, не противоречат требованиям ГОСТа 31476-2012.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования к субпродуктам говяжьим, не соответствующие ГОСТу 32244-2013, так как ГОСТ 32244-2013 не предусматривает конкретное значение массы нетто продукта, при замораживание целых субпродуктов в блоках.
Приложением 2 к документации об Аукционе установлено, что к поставке требуются субпродукты говяжьи замороженные (печень, сердце в равной пропорции) 1 категории, соответствующее ГОСТу 32244-2013, со значением показателя массой нетто продукта "до 3 кг".
Согласно разделу XII "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" значение показателя массой нетто является конкретным.
Пунктом 5.5.5 ГОСТа 32244-2013 установлено, что субпродукты выпускают весовыми и фасованными массой от 300,0 г до 3000,0 г.
Согласно пункту 5.5.7 ГОСТа 32244-2013 Замороженные субпродукты упаковывают в пленки или пакеты целыми изделиями при поштучном замораживании или в виде блоков.
При этом документацией об Аукционе не установлено требование, что субпродукты должны быть целыми при поштучном замораживании.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требования к характеристикам субпродуктов, установленные Заказчиком в документации об Аукционе, не противоречат требованиям ГОСТа 32244-2013.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования к сосискам, не соответствующие ГОСТу Р 52196-2011, так как ГОСТ Р 52196-2011 не устанавливает допуски по весу колбасных изделий вареных.
Приложением 2 к документации об Аукционе установлено, что к поставке требуются сосиски "Говяжьи" категория "А", соответствующие ГОСТу Р 52196-2011, со значением показателя вес сосиски "40-80 грамм 1 штука".
Согласно пункту 4.5.6 ГОСТа Р 52196-2011 отклонение массы нетто упаковочной единицы продукта от номинальной массы должны соответствовать требованиям ГОСТа 8.579.
Приложением А к ГОСТу 8.579 установлен предел допускаемых отрицательных отклонений содержимого нетто от номинального количества (не более 10 кг или 10 л).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требования к характеристикам сосисок, установленные Заказчиком в документации об Аукционе, не противоречат требованиям ГОСТа Р 52196-2011.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования к консервам мясным, не соответствующие ГОСТу 32125-2013, так как ГОСТом 32125-2013 не установлено, что "Мясо тушеное" может иметь вид "Говядина тушеная" высшего сорта".
Приложением 2 к документации об Аукционе установлено, что к поставке требуются консервы мясные "Мясо тушеное" вид "Говядина тушеная" высшего сорта, соответствующий ГОСТу 32125-2013.
При этом ГОСТом 32125-2013 не установлено, что "Мясо тушеное" может иметь вид "Говядина тушеная" высшего сорта".
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования к субпродуктам, не соответствующие ГОСТу Р 32244-2013, так как ГОСТ Р 32244-2013 не подразделяет субпродукты по категориям.
Приложением 2 к документации об Аукционе установлено, что к поставке требуются субпродукты говяжьи замороженные (печень, сердце в равной пропорции) 1 категории, соответствующие ГОСТу Р 32244-2013.
При этом ГОСТом Р 32244-2013 не установлено, что субпродукты подразделяются на категории.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требования к характеристикам товаров установленные Заказчиком в документации об Аукционе, не соответствуют ГОСТу 32125-2013, ГОСТу Р 32244-2013.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом описание объекта закупки, не соответствуют требованиям пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты Аукциона в связи с тем, что по данному основанию единая комиссия Заказчика не отклоняла заявки на участие в Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БМК" обоснованной в части установления Заказчиком требования к характеристикам товаров, не соответствующих ГОСТу 32125-2013, ГОСТу Р 32244-2013.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результаты Аукциона, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 декабря 2016 г. N КГОЗ-521/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2016