Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),рассмотрев жалобу ООО "CК "Академстрой" (далее - Заявитель) на действия ОАО"Уральское проектно-конструкторское бюро "Деталь"(далее - Заказчик) при проведении Заказчиком запроса предложений на выполнение строительно-монтажных работ по реализации проекта "Техническое перевооружение и реконструкция производственной базы (в целях внедрения технологии создания РГСН и цифровой АФАР) открытого акционерного общества "Уральское проектно-конструкторское бюро "Деталь" г.Каменск-Уральский Свердловской области (корпус N19) (номер извещения 1362000000116000021) (далее - Запрос предложений), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1)не установившего в документации о Запросе предложений надлежащим образом требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2)установившего в документации о Запросе предложений требование о том, что головным исполнителем может быть только юридическое лицо;
3)не установившего в документации о Запросе предложений требования о предоставлении документов, подтверждающих страну происхождения товара;
4)установившего в документации о Запросе предложений противоречивые требования к критериям оценки заявок на участие в Запросе предложений;
5)установившего в проекте контракта документации о Запросе предложений условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В своих возражениях от 12.12.2016 N 960/16686 Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений, документацией о Запросе предложений, протоколами, составленных при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Запроса предложений размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 28.11.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 72 373 060,89 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений - 05.12.2016;
4) дата рассмотренияи оценки заявок на участие в Запросе предложений - 05.12.2016;
5) на участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки;
6) победителем Запроса предложений признано ООО "Строительная компания "Оника" с предложением о цене контракта - 71 500 000 руб.
1.Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать информацию указанную вчасти 4 статьи 83 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В пункте 20.1 документации о Запросе предложенийЗаказчиком установлено следующее требование: "наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
При этом Заказчиком в документации о Запросе предложений не установлен вид работ по организации строительства, соответствующий предмету закупки, свидетельством о допуске к которому должен обладать участник закупки, что не позволяет представить в составе заявки надлежащее свидетельство, соответствующее требованиям Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации о Запросе предложений требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, нарушают пункт 1 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
2.В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о контрактной системе особенности регулирования отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, могут быть установлены, в том числе, Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
В документации о проведении Запроса предложений установлено следующее требование: "Головным исполнителем должно являться юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации (требования Федерального закона от 29.12.2012
N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе")".
Комиссия приходит к выводу, что установленное в документации о Запросе предложений требование о том, что головным исполнителем может быть юридическое лицо не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
3.В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений должна содержать требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкцию по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 24.12.2013 г. N1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства"установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков.
Заказчиком в пункте 17 документации о Запросе предложений установлено: "запрет (ограничение) на допуск товаров иностранного производства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 г. N1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства".
Пунктом 7 раздела 21 информационной карты о Запросе предложений установлено, что заявка на участие в запросе предложений должна содержать "Документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в пункте 17 настоящей документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или заверенные копии таких документов".
Таким образом Заказчиком в документации о Запросе предложений установлены требования о предоставлении участниками закупки документов, подтверждающих страну происхождения товара.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4.В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен,в том числе, критерий оценки: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
По показателю "Опыт участника по выполнению строительных работ сопоставимого характера и объема" Критерия Заказчиком установлено: "Предметом оценки заявок по данному показателю является опыт выполнения строительных работ сопоставимого характера и объема. Сведения об опыте выполнения работ сопоставимого характера и объема участником закупки предоставляются в виде копий контрактов и (или) копий договоров по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, заключенных в 2013-2016 годах, на общую стоимость (сумму) не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится закупка".
При этом пунктом 2.1 приложения "Образцы документов" Форма 1,2 Заказчиком по показателю "Опыт участника по выполнению строительных работ сопоставимого характера и объема" Критерия установлено: "Сведения об опыте выполнения работ сопоставимого характера и объема участником закупки предоставляются в виде копий контрактов и (или) копий договоров по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, заключенных в 2010-2016 годах, на общую стоимость (сумму) не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится закупка".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации о Запросе предложений по показателю "Опыт участника по выполнению строительных работ сопоставимого характера и объема" Критерия установлены противоречивые значения.
Таким образом, Заказчик, не установив в документации о Запросе предложений надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе предложений, нарушил пункт 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
5.В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Пунктом 11.3 проекта контракта документации о Запросе предложений установлено: "По истечении 1 (одного) месяца с момента подписания актов и иных документов, подтверждающих завершение всех работ по Объекту (раздел 9 настоящего Договора), Заказчик в течение 15 (Пятнадцати) рабочих дней возвращает Поставщику обеспечение исполнения Договора, предоставленное в виде внесения денежных средств на счет Заказчика".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте контракта установлено условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Нарушения, указанные в пунктах 1, 4 настоящего решения, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия приходит к выводу, что нарушения,указанные в пунктах 1, 4 настоящего решения, не повлияли на результаты Запроса предложений в связи с тем, что по данным основаниям заявки участников Запроса предложений не отклонялись.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "CК "Академстрой" обоснованнойв части отсутствия в документации о Запросе предложений ненадлежащих требований к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства,которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и установления Заказчиком в документации о Запросе предложений противоречивых требований к критериям оценки заявок на участие в Запросе предложений.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты Запроса предложений, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 декабря 2016 г. N КГОЗ-532/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2016