На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "КОМПЛЕКСМОНТАЖСТРОЙ" (далее - Заявитель), содержащие информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства внутренних дел по Республике Алтай (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на строительство объекта "Комплекс зданий под размещение подразделений ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Алтай" по ул. Шоссейной, 33/1 в г. Горно-Алтайске" (номер извещения 0377100004216000058) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе, а также давшего ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, который изменил суть документации об Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 25.11.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 390 378 950 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 14.12.2016;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 16.12.2016;
5) дата проведения Аукциона - 19.12.2016;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе Аукционная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в Аукционе, его участником.
1. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчиком в документации об Аукционе установлено "Любой участник закупки в период с "28" декабря 2016 года по "10" декабря 2016 года вправе направить запрос о разъяснении положений документации. Разъяснения положений документации предоставляются с "28" декабря 2016 года по "13" декабря 2016 года".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в дате начала срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе допущена опечатка, вместо "28" декабря 2016 года следует читать "28" ноября 2016 года.
При этом Заказчиком 08.12.2016 на Официальном сайте по дате начала срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе дано разъяснение положений документации об Аукционе, в котором указано: "28 декабря" следует читать "28 ноября".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлена дата начала срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Заказчиком в пункте 2.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено "Окончание работ по строительству - 15 ноября 2018 года".
В пункте 18.1 проекта контракта документации об Аукционе Заказчиком установлено "Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 31 декабря 2017 года".
Заказчику поступил запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе "В разделе 18. СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА И ПОРЯДОК ЕГО РАСТОРЖЕНИЯ, п.18.1 указано "Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 31 декабря 2017 года". Если работы необходимо выполнить до 15.11.2018 г. (об этом сказано в аукционной документации и в п.2.2 Госконтракта "Окончание работ по строительству - 15 ноября 2018 года"), также лимиты по оплате включают 2018 г., каким образом Заказчик установил действие контракта до 31 декабря 2017 г.".
Заказчиком 12.12.2016 на Официальном сайте дано разъяснение положений документации об Аукционе, в котором указано "В разделе 18. СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА И ПОРЯДОК ЕГО РАСТОРЖЕНИЯ, ПРОЕКТА КОНТРАКТА п.18.1 читать в следующей редакции "Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 15 ноября 2018 года".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик при разъяснении положений документации об Аукционе изменил суть документации об Аукционе.
Таким образом, Заказчиком нарушены пункт 11 части 1 статьи 64, часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе. Указанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 1.4, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией установлено, что Заказчиком в "Требованиях предъявляемых к материалам" документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ, например:
"пункт 10 Блок бетонный тип 1: Расход бетона при изготовлении блока, м3 не более 0,2, Расход стали при изготовлении блока, кг менее 1,0, Плотность применяемого бетона, кг/м3 свыше 2000;
пункт 13 Теплоизоляционные маты тип 1: Коэффициент теплопроводности 10, Вт/(м*K) не более 0,041;
пункт 19 Горячекатаная арматурная сталь тип 1: Предел текучести, Н/мм2 не менее 235, Временное сопротивление разрыву, Н/мм2 не менее 373, Относительное удлинение, % от 25;
пункт 20 Горячекатаная арматурная сталь тип 2: Плотность стали, кг/м3 менее 8000;
пункт 24 Грунтовка: Условная вязкость при (20,00,5)°С по вискозиметру ВЗ-4 не менее 45, Степень разбавления грунтовки растворителем, % не более 20, Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, условные единицы не менее 0,35, Эластичность пленки при изгибе, мм не более 1, Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, см не менее 50, Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, ч, не менее 24;
пункт 63 Камень бортовой тип 2: Расход бетона при изготовлении камня, м3 должен быть не более 0,153;
пункт 82 Мастика кровельная: Относительное удлинение при разрыве, % не менее 500, Водопоглощение в течение 24 ч, % по массе более 0,3, Массовая доля нелетучих веществ, % не менее 50".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, сведения о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 11 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 декабря 2016 г. N ПГОЗ-425/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2016