На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "КРЕДИТЛАБ" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком электронного аукциона на техническое перевооружение воздушного пункта пропуска Пермь (Большое Савино), Пермский край (номер извещения 0373100063316000072) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) объединившего в один лот выполнение проектных и строительных работ;
2) не давшего ответа по существу запроса о разъяснении положений документации об Аукционе;
3) указавшего в проектной документации товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент";
4) не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе;
5) не установившего в проекте контракта документации об Аукционе надлежащим образом условия оплаты аванса.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 22.11.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 421 245 100 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 12.12.2016;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 12.12.2016;
5) дата проведения Аукциона - 15.12.2016;
6) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
7) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе Единая комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в Аукционе, его участником.
1. Из довода обращения следует, что Заказчик неправомерно объединил в один лот выполнение проектных и строительных работ.
На заседании Комиссии установлено, что работы по подготовке проектной документации в документации об Аукционе не предусмотрены.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При этом согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к участникам Аукциона "Наличие действующего свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (кроме особо опасных и технически сложных объектов, объектов использования атомной энергии) и о допуске, выданное саморегулируемой организацией (на сумму не менее, чем сумма НМЦК), на следующие виды работ: в том числе пункты 15, 20, 23, 24".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены виды работ по строительству, свидетельством о допуске к которым должен обладать участник закупки, что ограничивает количество участников закупки. Кроме того, требование о наличие в свидетельстве о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, стоимости соответствующих работ по одному договору, размер которого не менее начальной (максимальной) цены контракта, нарушают требование части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к участникам Аукциона "Наличие действующего свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (кроме особо опасных и технически сложных объектов, объектов использования атомной энергии) и о допуске, выданное саморегулируемой организацией, на следующие виды работ: 13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)".
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ, включенных в код 41.20.20 ОКПД2. Кроме того, в соответствии с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта документации об Аукционе строительно-монтажные работы составляют 36 147 900 руб. При этом работы по подготовки проектной документации в документации об Аукционе не предусмотрены.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к участникам Аукциона, не соответствующие положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 08.08.2016 по Запросу N 3, 4 не даны разъяснения положений документации об Аукционе по существу запроса о даче разъяснений положений документации об Аукционе.
Таким образом, Заказчиком нарушена часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
На заседании Комиссии установлено, что размещенная на Официальном сайте проектная документация содержит указания на товарные знаки.
В документации об Аукционе установлено: "В случае, если в документации об аукционе в электронной форме содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, в отношении вышеуказанных знаков следует читать "или эквивалент".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 12.12.2016 N0373100063316000072-1:
- заявке N 2 отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "отсутствуют конкретные показатели товаров установленных документацией (отсутствуют качественные характеристики: Лицензия ПО Касперский, считыватель смарт-карт и т.д. А так же в предложении по характеристикам товаров установленных документацией представлены предложения участника в части характеристик на оборудование снятое с производства и не представлены эквивалентные характеристики по этим позициям.)";
- заявке N 3 отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "отсутствуют конкретные показатели товаров соответствующие значениям, установленным документацией (у части товаров представленных в Таблице N17, Таблице N19 и т.д.)".
Заказчиком в разделе 1 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "согласие на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе".
Разделом 2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе установлено, что "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать сведения и документы, указанные в пункте 1 раздела 1 части I настоящей документации".
При этом, установленная в документации об Аукционе инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе не указывает по каким показателям и из какой части документации об Аукционе необходимо представить конкретные показатели в составе заявки на участи в Аукционе, что не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, отказ в допуске участникам закупки с порядковыми номерами заявки 2 и 3 на участие в Аукционе по указанным основаниям не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, единая комиссия Заказчика приняла решение об отказе заявкам N 2 и N 3 в допуске к участию в Аукционе в нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В пункте 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе Заказчиком установлено "Авансирование государственного контракта в размере 29% от цены Государственного контракта".
Заказчиком в пункте 4.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено "Государственный заказчик на основании счета Подрядчика может производить авансовый платеж Подрядчику в течение 10 (Десяти) банковских дней со дня получения Государственным заказчиком счета Подрядчика, в размере 29 % от цены Контракта".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе установлено условие о порядке выплаты аванса.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены Постановлением N 99.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн руб., устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ, включенных в код 41.20.20 ОКПД2. Кроме того, в соответствии с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта документации об Аукционе строительно-монтажные работы составляют 36 147 900 руб.
При этом Заказчиком в документации об Аукционе не установлены требования в соответствии с Постановлением N 99.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требования в соответствии с Постановлением N 99, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
7. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
Заказчиком в документации об Аукционе установлено "Размер обеспечения исполнения контракта установлен в размере 10% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), что составляет: 42 124 510 (сорок два миллиона сто двадцать четыре тысячи пятьсот десять) рублей 00 коп, (НДС не облагается)".
При этом в документации об Аукционе Заказчиком установлено "Авансирование государственного контракта: 29% от цены Государственного контракта".
Комиссией установлено, что Заказчиком установлен размер обеспечения исполнения контракта меньше размера аванса, что нарушает часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 64, части 4 статьи 65, части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях единой комиссии Заказчика нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 15.12.2016 N КГОЗ-516/16, по данному решению предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что сведения по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 15.12.2016 N КГОЗ-516/16 должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 декабря 2016 г. N ПГОЗ-420/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2016