На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Альянс-Консалтинг" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Заказчик), ФКУ "Управление служебных зданий Федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" (далее - Уполномоченный орган), при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по технической инвентаризации, техническому обследованию, изготовлению кадастровых паспортов и межеванию земельных участков завершенных строительством объектов комплексного инвестиционного проекта "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт - Петербург - Бусловская Октябрьской железной дороги" (номер извещения 0373100007116000033) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации невыполнимые сроки выполнения работ, что ограничивает количество участников закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок услуг www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.09.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 46 000 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущен 1 участник закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 15.12.2016;
6) победителем Конкурса признано ООО "ПРОМГРАЖДАНПРОЕКТ" с предложением о цене контракта 38 755 000 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации сроки выполнения работ до 31.12.2016, что, по мнению Заявителя, является невыполнимым и ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик, в том числе указывает информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что Заявителем обжалуются положения о сроках выполнения работ недействующей редакции Конкурсной документации, поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом внесены изменения в Конкурсную документацию от 29.11.2016.
Кроме того, представитель Заказчика дополнительно пояснил, что в пункте 4.1 проекта контракта действующей редакции Конкурсной документации установлен срок выполнения работ, согласно которому услуги оказываются исполнителем в срок до 15 мая 2017 года.
Учитывая вышеуказанные сроки, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены сроки, позволяющие приступить к выполнению работ в рамках государственного контракта, и не противоречащие положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил доказательств подтверждающих, что указанные сроки ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В пункте 8 Информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки:
"Наличие у участника закупки допуска к работам, выданного саморегулируемой организацией свидетельство (копия свидетельства) о допуске к следующим видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с приказом Министерства регионального развития от 30.12.2009 г. N624) с учетом требований статьи 48.1 Градостроительного кодекса (особо опасные, технически сложные объекты) на следующие виды работ:
I. Виды работ по инженерным изысканиям:
1. Работы в составе инженерно-геодезических изысканий;
Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:2000 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений;
II. Виды работ по подготовке проектной документации:
1. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании контракта юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Стоимость работ по организации в инженерных изысканиях или саморегулируемой организации в области архитектурно строительного проектирования по одному договору (контракту), должна превышать (составлять) начальную (максимальную) цену контракта".
При этом, следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного или муниципального контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие свидетельства о допуске к определенным видам работ (за исключением работ по организации строительства) на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших в документации о закупке требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ (за исключением работ по организации), нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанному основанию заявки участников закупки не отклонялись, кроме того, на заседании Комиссии при рассмотрении жалобы Заявителя отсутствовали сведения, что указанное нарушение повлияло, либо могло повлиять на результаты закупки, поскольку соответствующих жалоб, обращений или запросов на разъяснение не поступало.
3. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что проект контракта Конкурсной документации не содержит положения о сроках возврата Заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежные средства, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших срок возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств ненадлежащим образом, нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 21.12.2016 по делу N ВП-592/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 декабря 2016 г. N ВП-592-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2016