Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Спецстрой" (далее - Заявитель) на действия ФБУ "Администрация камского бассейна внутренних водных путей" (далее - Уполномоченный орган), Федерального агентство морского и речного транспорта (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией Уполномоченного органа (далее - Единая комиссия) конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна. II этап. Реконструкция Пермского шлюза" (номер извещения 0356100002316000089) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установившими ненадлежащим образом в Конкурсной документации, а именно не в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2016 N 1184 "О внесении изменений в правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление 1184).
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Уполномоченный орган, Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрение настоящей жалобы назначено на 20.12.2016. Комиссией в целях полного, всестороннего рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, объявлен перерыв до 21.12.2016.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 222 591 080 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано АО "Акватик" с минимальным предложением о цене контракта 997 000 000 рублей.
1. Согласно части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В подпункте "б" пункта 27 Правил установлено: "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Согласно Приложению к Правилам при закупки работ по созданию, развитию, обеспечению функционирования и обслуживанию государственных (муниципальных) информационных систем, официальных сайтов государственных (муниципальных) органов, учреждений Заказчик вправе установить минимальную значимость стоимостных критериев оценки - 30 % и максимальную значимость нестоимостных критериев оценки - 70 %.
В соответствии с Постановлением N 1184 установлено, что величины значимости критериев оценки при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения устанавливаются следующим образом: минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 80, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) - 20.
В Конкурсной документации в том числе установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
Цена контракта - 60 %
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - 30 % (далее - Критерий N 1).
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 10 % (далее - Критерий N 2).
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что Постановление N 1184 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.11.2016, вместе с тем, с 05.06.1996 по настоящее время акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу. Таким образом, начало действия Постановления N 1184 25.11.2016, вместе с тем, извещение о проведении Конкурса опубликовано в ЕИС 24.11.2016.
Таким образом, в соответствии с действующим на момент публикации извещением о проведении Конкурса, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также нормативными-правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок Заказчик имел право установить в Конкурсной документации порядок оценки следующим образом: минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 60, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) - 40.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, в рамках Критерия N 1 установлен в том числе показатель: "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" (далее - Показатель N 1).
По показателю N 1 в том числе установлено (ПРИМЕР): "Потребность в материально-технических и кадровых ресурсах, максимум 4 балла"
Потребность в материально-технических и кадровых ресурсах не представлена - 0 баллов.
Потребность в материально-технических и кадровых ресурсах представлена без учета объемов, сроков и специфики строительства по объекту закупки - 2 балла.
Потребность в материально-технических и кадровых ресурсах представлена с учетом объемов, сроков и специфики строительства по объекту закупки - 4 балла.
Специфика строительства - это совокупность характерных особенностей осуществления строительного процесса на конкретном объекте в зависимости от его места расположения, категории опасности, режима функционирования. При этом необходимо учитывать экологическую, правовую, эстетическую и другие составляющие техногенного воздействия строительства конкретного объекта на интегральные показатели качества среды обитания, обусловливающие, в том числе, необходимость использования специальной техники, применения нетрадиционных материалов и технологий, а также привлечения дополнительных специализированных кадровых ресурсов.
В рамках Критерия N 1 установлен в том числе показатель: "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для реконструкции объекта (величина значимости показателя: 100%)".
Комиссия установила, что в порядке оценки заявок в Конкурсной документации по Показателю 1 Критерия N 1 не раскрыто содержание, определяющее специфику строительства, а именно не раскрыто содержание определяющие совокупность характерных особенностей осуществления строительного процесса, также Конкурсная документация не содержит описания специфики непосредственно объекта закупки, подлежащей учету при подаче предложений по Критерию N 1.
Вместе с тем, учет либо не учет участниками закупки такой специфики влияет на количество присеваемых баллов.
Кроме того, в силу пункта 11 Правил, в Конкурсной документации не установлен показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" который должен составлять не менее 50 процентов значимости всех не стоимостных критериев оценки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 и нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на определение поставщика, подрядчика исполнителя, поскольку согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 21.12.2016 NПРО1 победителем Конкурса признан участник с наименьшей ценой.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (далее - Бюджетный кодекс РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса.
В силу пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 Бюджетного кодекса РФ, на срок реализации указанных решений.
Согласно пункту 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
В извещении о проведении конкурса с ограниченным участием от 02.12.2016 NИИ3 установлено: "Финансирование в 2016 году - 1 900 000 рублей".
В пункте 9.5 проекта контракта Конкурсной документации в том числе установлено: "Оплата производится поэтапно, исходя из объема выполненных Генподрядчиком работ, с учетом Графика производства работ по объекту в следующем порядке".
В приложении N 2 "График производства работ по объекту" к техническому заданию Конкурсной документации установлено, что окончание выполнение работ первого этапа, а именно "Подготовительные работы" приходится на 28.08.2017.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что финансирование в 2016 году не предусмотренного, кроме того, окончание выполнение работ первого этапа, а именно "Подготовительные работы" приходится на 28.08.2017, также согласно положениям Конкурсной документации, аванс не предусмотрен.
Таким образом, выплата денежного обязательства в ходе выполненных работ не предусмотрена в 2016 году.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием от 02.12.2016 NИИ3, что в 2016 предусмотрено финансирование в размере 1 900 000 рублей нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на определение поставщика, подрядчика исполнителя, поскольку согласно приложению N 2 "График производства работ по объекту" к техническому заданию Конкурсной документации окончание выполнение работ первого этапа приходится на 28.08.2017, следовательно, выплата денежного обязательства Заказчиком в 2016 году не предусмотрена.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
В пункте 40 "Реквизиты счета для перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе" установлено: "ИНН/КПП 5902290191/590201001 УФК по Пермскому краю (л/с 05561000610), ОКТМО 57701000, КБК 00000000000000000510. Банк получателя: Отделение Пермь, г. Пермь, р/с 40501810500002000002, БИК 045773001".
В разъяснениях положений конкурсной документации от 14.12.2016 указаны иные реквизиты, а именно: "ИНН 7707516988, КПП 770701001 УФК по Пермскому краю (Росморречфлот л/с 05561000610) р/с 40302810100001000013 отделение г. Пермь БИК 045773001".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в разъяснениях положений Конкурсной документации от 14.12.2016 указаны иные реквизиты.
Вместе с тем, Единая комиссия принимала платежные поручении, представленные в заявках участников закупок по обоим счетам.
Так же, по основанию не представления в составе заявке на участие в Конкурсе подтверждения перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявок, заявки участников закупки не отклонялись.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на определение поставщика, подрядчика исполнителя, поскольку Единая комиссия принимала платежные поручении, представленные в заявках участников закупок по обеим счетам.
4.Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В пункте 33 "Требования к описанию предложения в отношении объекта закупки" информационной карты Конкурсной документации в том числе установлено: "Участник конкурса должен представить в составе заявки: Предложения в отношении объекта закупки по форме 4.2 РАЗДЕЛ IV. "Форма заявки на участие в конкурсе и примерные образцы форм, входящие в ее состав, предлагаемые для заполнения участниками конкурса", включающее в себя: предложения о перечне выполняемых работ (наименования, виды (содержание)) и РАЗДЕЛЕ III "Требования к качественным, функциональным и экологическим характеристикам выполняемых работ, поставляемого товара, оказываемых услуг".".
В Разделе III "Требования к качественным, функциональным и экологическим характеристикам выполняемых работ, поставляемого товара, оказываемых услуг" содержатся следующее приложения:
- "Техническое задание" на выполнение работ по объекту "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна. II этап". Реконструкция Пермского шлюза";
- "Перечень основных нормативныхдокументов, применяемых при выполнении работ";
- "Техническая часть";
- "Ведомость объемов строительно-монтажных работ и применяемых материалов".
Также в Форме 4.2 Конкурсной документации установлено, что участник закупки должен указать наименование показателя (заполняется в соответствии с РАЗДЕЛОМ III. Требования к качественным, функциональным и экологическим характеристикам выполняемых работ, поставляемого товара/оказываемых услуг, в соответствии с проектно-сметной документацией по объекту "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна. II этап". Реконструкция Пермского шлюза" и требуемое значение (единицы измерения и количество) (заполняется в соответствии с частью РАЗДЕЛОМ III.Требования к качественным, функциональным и экологическим характеристикам выполняемых работ, поставляемого товара/оказываемых услуг, в соответствии с проектно-сметной документацией по объекту "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна. II этап". Реконструкция Пермского шлюза"
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в Конкурсной документации не установлена инструкция по заполнению заявки, позволяющая определить какие именно сведения (виды работ, показатели и требуемые значения, указанные в Разделе III) подлежат описанию и представлению участниками закупки в форме 4.2 Конкурсной документации.
Действия Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, не соответствуют пункту 4 части 1 статьи 50 и нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на определение поставщика, подрядчика исполнителя, поскольку согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 21.12.2016 NПРО1 по указанному основанию заявки участников закупки не отклонялись.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецстрой" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 21.12.2016 по делу N К-2035/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 декабря 2016 г. N К-2036-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2016