Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Нортон-строй" (далее - Заявитель) на действия Девятого арбитражного апелляционного суда (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на проведение комплекса работ по поддержанию исправного состояния элементов здания (номер извещения 0373100040816000039) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В техническом задании документации об Аукционе указаны технические характеристики товаров, соответствующие только одному производителю, что ограничивает количество участников закупки.
2. Документация об Аукционе содержит ненадлежащее описание объекта закупки.
3. Техническое задание документации об Аукционе содержит противоречивые требования ГОСТ 26191-84, ГОСТ 21150-87.
4. Документация об Аукционе не содержит габаритные размеры товара.
5. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование к товару "основа краски акриловый сополимед".
6. Документация об Аукционе содержит излишние требования к компонентам товара, а также требования к химическому составу материла в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 15.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 25 534 473, 30 рублей;
4) дата проведения Аукциона - 29.12.2016.
1. Согласно доводу Заявителя, в пункте 5 технического задания документации об Аукционе установлено неправомерное требование к товару: "Картридж для смесителя - тип арматуры для сливного бачка SA-2000", что по мнению Заявителя, что ограничивает количество участников закупки, поскольку по данной характеристике подходит только Alca plast .
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в рамках исполнения контракта возможна потребность в замене компонента, имеющегося у Заказчика оборудования - картриджа для смесителя. В связи с этим, Заказчиком установлено, что поставляемый картридж должен монтироваться и обеспечивать совместимость с имеющейся у заказчика арматурой сливного бачка SA-2000.
Кроме того, согласно доводу Заявителя, в пункте 53 технического задания документации об Аукционе установлено требование к цвету лака-матового - "светло-янтарный", что по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки, поскольку по данной характеристике подходит только фирма Petri Diamond Hard.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что помимо Petri Diamond Hard лаки светло-янтарного цвета производят иные производители, например, Alchemist Kremer, Daily ART патина янтарный и другие.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих довод, на заседании Комиссии не представил.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком установлено ненадлежащее описание объекта закупки.
В техническом задании документации об Аукционе установлены требования к товару картридж для смесителя со следующими характеристиками: "тип арматуры для сливного бачка" и "залив", а также к товару выключатель автоматический со следующими характеристиками: "винты для монтажа выключателей" с подробным описанием того, какие должны быть винты.
Вместе с тем, согласно доводу Заявителя, данные технические характеристики являются излишними, поскольку такие характеристики товара как "тип арматуры для сливного бачка", "залив", "винты для монтажа выключателей" не являются функциональными, техническими и качественными характеристиками объекта закупки.
Кроме того, согласно доводу Заявителя, в пунктах 48, 58, 77, 78, 98, 99 технического задания документации об Аукционе содержатся также излишние требования к товарам "шурупы", "болты с гайками и шайбами строительные", "выключатель автоматический", "кабели силовые" например, количество витков резьбы на буравчике, радиус сферы, глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц, длина штамповочных трещин на головках болтов, твердость шайб, глубина следов от инструмента, полученных в результате механической обработки стержня болта, на опорной поверхности (параметр шероховатости Ra), коэффициент K; сравнительный индекс трекингостойкости изоляции; значение воздушных зазоров; значение расстояния утечки; превышение температуры частей выключателя; время расцепления выключателя, установленного отдельно, вертикально, на открытом; воздухе при температуре окружающей среды 30°С, с испытательным током не менее 75 А, минимальная толщина изоляции кабелей; минимальная толщина изоляции основных жил; минимальная толщина изоляции основных жил; ширина продольной полосы расцветки жил; доля одного из цветов изоляции в покрытии поверхности жилы заземления; диаметр окружности, описанной по скрученным жилам; удельное объемное электрическое сопротивление изоляции при длительно допустимой температуре нагрева токопроводящих жил ;п остоянная электрического сопротивления изоляции при длительно допустимой температуре нагрева токопроводящих жил; напряжение, выдерживаемое кабелями в течение 10 мин при воздействии постоянного тока частотой 50 Гц и тд.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Также указанные требования ограничивают доступ к участию в закупке, поскольку не представляется возможным определить порядок предоставления конкретных показателей, что приводит к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки являться производителем товара и (или) иметь предлагаемый к поставке товар в наличии при подаче заявки для целей описания в составе заявки помимо сведений о самом товаре, также подробных сведений о процессе, технологии его производства.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащих требований к составу и содержанию заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу Заявителя, техническое задание документации об Аукционе содержит противоречивые требования ГОСТ 26191-84, ГОСТ 21150-87.
В пункте 39 технического задания документации об Аукционе установлено к требование к товару смазка для подшипников компрессоров кондиционеров "температура вспышки не менее 183".
Вместе с тем, согласно пункту 1.2.2.3 ГОСТ 21150-87, смазки Литол-24 и Литол-24РК горючи; температура вспышки в закрытом тигле 183 °С, температура вспышки в открытом тигле 199 °С.
Кроме того, в пункте 39 технического задания документации об Аукционе установлено требование к товару смазка для подшипников компрессоров кондиционеров "должна быть многоцелевой, водостойкой, температура каплепадения не менее 180"
Вместе с тем, согласно ГОСТ 21150-87 "температура каплепадения не ниже 185".
В пункте 39 технического задания документации об Аукционе установлено к требование к товару "индекс задира (Из) не менее 22".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 21150-87, для марки Литол-24 индекс задира (Из) не должен быть менее 28.
Таким образом, действия Заказчика установившего противоречивые требования ГОСТ 21150-87, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу Заявителя, в пункте 42 технического задания документации об Аукционе установлены требования к товару "фильтры воздушные для кондиционеров": размеры 340645
300, 420
805
300, 600
350, 910
300, 655
695, 600
300, 800
500, 890
890
300, 530
495
300; 340
650
300, 400
800
300, 600
350, 600
300, 900
300, 660
700, 800
500, 890
900
300, 530
490
300.
В пунктах 74, 75 технического задания документации об Аукционе установлено требование к товару "втулки": размер L, размер D, размер D1, размер D2.
Вместе с тем, из документации об Аукционе не следует какие габаритные размеры установлены Заказчиком.
Таким образом, действия Заказчика не установившего габаритные размеры товаров "фильтры воздушные для кондиционеров", "втулки", нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводу Заявителя, в пункте 56 технического задания документации об Аукционе установлены требования к товару "краска": "основа краски акриловый сополимед".
Вместе с тем, согласно доводу Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование к товару, поскольку у производителей товара такая основа называется "акриловый сополимер".
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что допущена техническая ошибка.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводу Заявителя, в пункте 57 технического задания документации об Аукционе установлены излишние требования к компонентам товара, а также требования к химическому составу материла в составе первой части заявки на участие в Аукционе по позиции "мыло".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Техническое задание содержит ряд требований, например (аналогичные требования к описанию также установлены в отношении иных товаров), предусмотрено следующее: "пенное число, устойчивость пены, максимальное количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов в 1 мл крем- мыла, кинематическая вязкость (при 100 °С), температура застывания, кинематическая вязкость (при 50 °С), температура каплепадения, степень перетира, вязкость" и тд.
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе участник в составе заявки должен предоставить конкретные показатели характеристик товара.
В соответствии с разделом 5 ГОСТ 31696-2012, Для проверки соответствия моющей продукции требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточные и периодические испытания. Приемосдаточные испытания проводят по показателям: внешний вид, цвет, запах, водород-ный показатель pH. Порядок и периодичность контроля по показателям: пенообразующая способность, массовые доли хлоридов и суммы тяжелых металлов, а также по микробиологическим показателям изготовитель устанавливает в программе производственного контроля.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении ряда товаров, указанных в техническом задании документации об Аукционе предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и химического, компонентного состава таких товаров.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Нортон-строй" обоснованной в части ненадлежащего описания объекта закупки, установления противоречивых требований ГОСТ 21150-87, не установления габаритных размеров товаров "фильтры воздушные для кондиционеров", "втулки", а также установления конкретных показателей результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 декабря 2016 г. N К-1998-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2016