Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 декабря 2016 г. N 1374-12452-16/4
Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
15.12.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",рассмотрев жалобу ООО "Асвел Консалт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт памятника в с. Подъем-Михайловка Волжского района Самарской области, расположенного по адресу: Самарская область, с. Подъем-Михайловка, ул. Советская (извещение N0142300038316000218, начальная (максимальная) цена контракта - 3 837 852 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба"Асвел Консалт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт памятника в с. Подъем-Михайловка Волжского района Самарской области, расположенного по адресу: Самарская область, с. Подъем-Михайловка, ул. Советская (извещение N0142300038316000218)(далее - аукцион).
Согласно доводам Заявителя:
1) Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО, а так же не установлен конкретный пункт СРО (виды работ).
2) Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к химическому составу.
3) Заказчиком установлены нестандартные требования по ряду материалов (гвозди, бруски, раствор тип 1).
Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участникам закупки должны находить отражение в аукционной документации в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Заказчиком установлено требования к СРО, так как виды работ, предусмотренные закупкой, содержатся в Перечне, утвержденном приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 N 624 (далее - Приказ) (п. 6.3 главы 3 Приказа: устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций).
Кроме того, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в пункте 10 Описания объекта закупки Заказчиком установлено: "Подрядчик должен иметь допуск СРО: 33.3Жилищно-гражданское строительство".
На основании вышеизложенного, данный довод признается необоснованным.
2. На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке может содержать описание объекта закупки, которое должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Требования, предъявляемые Заказчиком, соответствуют ГОСТ. Отказов в допуске по указанным требованиям не производилось.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявитель не представил доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 5 Заказчику требуется: "Гвозди "_" длина гвоздя менее 60 мм. Односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя не должен быть более 1,0 мм. Должны соответствовать ГОСТ".
Согласно ГОСТ 4028-63"Гвозди строительные. Конструкция и размеры" пунктом 3ГОСТ 4028-63технические требования на гвозди - по ГОСТ 283-75.
Пунктом 1.9 ГОСТ 283-75 "Гвозди проволочные. Технические условия" установлено, что односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя не должен быть более 0,3 мм для гвоздей длиной св. 30 до 50 мм включительно.
Пунктом 6 "Бруски" установлены требования по размерам брусков толщиной 100 мм - 125 мм.
Бруски согласно Техническому заданию должны соответствовать ГОСТ 8486-86, при этом также установлено, что предложенный товар должен соответствовать как требованиям ГОСТ (как исходному, который в документации имеется конкретное указание, так и сопутствующим ГОСТ, на которые имеются ссылки в исходном ГОСТ), так и требованиям документации об аукционе.
Исходя из данного требования следует, что бруски должны соответствовать, в том числе ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное". Определения на который содержатся в п. 1.1: "пиломатериалы подразделяются на обрезные, необрезные, доски,бруски и брусья.
Согласно ГОСТ 18288-87 брусок определяется как "Пиломатериал толщиной до 100 мм шириной не более двойной толщины".
Соотнеся требования Заказчика с требованиями ГОСТ 18288-87, установлено, что бруском может быть пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины. Однако, в пункте 6 "Бруски" использована терминология, противоречащая ГОСТу.
Пунктом 8 "Раствор тип 1" Заказчиком установлено следующее требование: "_" Подвижность Пк2-Пк3 по норме подвижности по погружению конуса от 1 до 14 см.
В соответствии с Техническим заданием раствор должен соответствовать требованиям ГОСТ 28013-98.
Согласно пункту 4.3 ГОСТ 28013-98взависимости от подвижности растворные смеси подразделяют в соответствии с таблицей 1:
/----------------------------------------------------------------\ |Марка по подвижности П | Норма подвижности по погружению конуса,| | к| см | |-----------------------+----------------------------------------| | П 1 | От 1 до 4 включ. | | к | | | П 2 | Св. 4 " 8 " | | к | | | П 3 | " 8 " 12 " | | к | | | П 4 | " 12 " 14 " | | к | | \----------------------------------------------------------------/
Диапазон значений нормы подвижности по погружению конуса в части значений 1-4, 13-14 не соответствует значениям марок по подвижности Пк2-Пк3
Таким образом, Заказчиком установлены показатели, не соответствующие требованиям ГОСТ.Вместе с тем, в аукционной документации отсутствует обоснование необходимости использования показателей, не соответствущих ГОСТ.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчиком были даны ответы на поступившие запросы разъяснений документации об электронном аукционе,
Так же Комиссией Самарского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы установлено, что на участие в закупке подано 13 заявок, что свидетельствует об отсутствии затруднений в определении потребностей Заказчика.По указанным в жалобе пунктам документации закупки отказов в допуске не производилось.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АСВЕЛ-КОНСАЛТ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушениепунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в связи с нарушением Закона о контрактной системе
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 декабря 2016 г. N 1374-12452-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2016