Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 декабря 2016 г. N 1388-12687-16/4
Резолютивная часть решения оглашена г.о. Самара
20.12.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе: "_"
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",рассмотрев жалобуООО "СВЭК" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на разработку проекта (стадия рабочая документация) по капитальному ремонту части сооружения площади Славы, расположенной по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район (в границах Волжского проспекта, ул. Маяковского, ул. Молодогвардейской) (извещение N0142200001316013547, начальная (максимальная) цена контракта -3 494 945 ,26 рублей),
в присутствии представителей: "_"
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалобаООО "СВЭК" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на разработку проекта (стадия рабочая документация) по капитальному ремонту части сооружения площади Славы, расположенной по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район (в границах Волжского проспекта, ул. Маяковского, ул. Молодогвардейской) (извещение N0142200001316013547).
Согласно доводам жалобы:
1. В конкурсной документации размещено техническое задание без исходных данных.
2. Критерии оценки заявок участников закупки не носят объективный характер.
Кроме того, Заявитель ссылается на Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.11.2015 N Ф03-4894/2015 по делу N А59-240/2015.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласились, представили письменные возражения на жалобу, просилив удовлетворении жалобы отказать.Представили письменные возражения на жалобу в которых ссылаются на Постановление от 26.08.2016 по делу NА56-80775/2015.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с Техническим заданием:
1.7 |
Исходные данные |
Предоставляются заказчиком: 1. Эскизный проект капитального ремонта площади Славы по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район (в границах Волжского проспекта, улиц Маяковского, Молодогвардейской). 2. Эскизные предложения по устройству малых архитектурных форм в части сооружения - площади Славы по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район (в границах Волжского проспекта, улиц Маяковского, Молодогвардейской). 3. Проект (стадия П) капитального ремонта части сооружения площади Славы, расположенной по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район (в границах Волжского проспекта, ул. Маяковского, ул. Молодогвардейской). 4.Технические отчеты по результатам нженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий. 5.Технические условия на подключение к инженерным сетям. |
Разработка проектной, рабочей документации являются разными стадиями проектирования. Без проектной документации невозможно разработать рабочую документацию.
Объектом закупки является разработка проекта (стадия рабочая документация). Для объективной оценки объемов работ, необходимых Заказчику, расчета цены предложения участника закупки, а так же подготовки заявки по критерию "2.1. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" конкурсная документация должна содержать, в том числе, и исходные данные.
Отсутствие исходных данных предоставляет конкурентные преимущества участнику закупки, который осуществил проектирование стадии "П".
В связи с этим, в действиях Заказчика усматривается нарушение Закона о контрактной системе, выразившееся в неразмещении в составе документации закупки исходных данных в объеме, необходимом для определения потребностей Заказчика и подготовки заявки в части цены контракта и качественных, функциональных характеристик.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Вместе с тем, согласно пункту 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Так же, согласно пункту 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 27 Правилпоказателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в закупке:
N п/п |
Наименование критерия |
Значимость критерия |
1 |
Цена контракта |
60 % |
2 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок (включает 1 показатель) |
30 % |
3 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (включает 1 показатель) |
10% |
Пунктом 2.1 части 2 критериев оценки заявок установлена квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Значимость критерия оценки (%): 10. Коэффициент значимости критерия оценки - 0,1.Применяемый показатель данного критерия: наличие опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.Значимость показателя критерия: 100.Коэффициент значимости показателя критерия - 1. Порядок оценки показателя: Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение суммы (в рублях) государственных и муниципальных контрактов по предмету закупки, заключенных в 2011 - 2015 годах.
N/N |
Содержание значения показателя |
Количество баллов, присуждаемое за определенное значение показателя |
1. |
При общей стоимости заключенных в 2011-2015 годах государственных и муниципальных контрактов на выполнение проектно-изыскательских работ, включая корректировку проектной документации, авторский надзор (в рублях) от 40 млн. (вкл.) рублей и более |
100 |
2. |
При общей стоимости заключенных в 2011-2015 годах государственных и муниципальных контрактов на выполнение проектно-изыскательских работ, включая корректировку проектной документации, авторский надзор (в рублях) от 30 млн. (вкл.) рублей до 40 млн. рублей |
50 |
3. |
При общей стоимости заключенных в 2011-2015 годах государственных и муниципальных контрактов на выполнение проектно-изыскательских работ, включая корректировку проектной документации, авторский надзор (в рублях) от 20 млн. (вкл.) рублей до 30 млн. рублей |
10 |
4. |
При общей стоимости заключенных в 2011-2015 годах государственных и муниципальных контрактов на выполнение проектно-изыскательских работ, включая корректировку проектной документации, авторский надзор (в рублях) до 20 млн. рублей |
0 |
При оценке заявок и присвоении баллов не учитываются:
1) договоры, контракты, не являющиеся государственными или муниципальными контрактами на выполнение работ по предмету закупки;
2) государственные (муниципальные) контракты, расторгнутые в связи с неисполнением подрядчиком своих обязательств.
Проанализировав положения конкурсной документации, Комиссия Самарского УФАС России установила, чтоДепартаментом управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области в качестве критерия оценки заявок установлено наличие у участника закупки опыта по выполнению работ сопоставимого характера и объема по государственным/муниципальным контрактам, в то время как ни объем, ни характер работ как категории не могут быть определены в зависимости о того, в чьих интересах они выполняются - публичных или частных.
Установление подобного критерия оценки ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных или муниципальных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.Таким образом, Заказчиком ограничивается показатель критерия "квалификация участника закупки".
Квалификация участника закупки, имеющего опыт успешного выполнения работ не для государственных или муниципальных нужд, будет необоснованно оценена конкурсной комиссией в 0 баллов, что не соответствует целям и принципам контрактной системы в сфере закупок (обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок) и рассматриваемого открытого конкурса, поскольку указанный критерий не позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотребления в сфере закупок.
Кроме того, Комиссия Самарского УФАС России делает вывод о несопоставимости критерия оценки, определенного Заказчиком, в отношении наличия выполненного участником открытого конкурса государственного (муниципального) контракта,сопоставимого характера и объема, цена которого превышает 20 миллионов руб., в то время как начальная (максимальная) цена контракта определена в сумме 3 494 945,26 руб. Показатель критерия оценки от 20 миллионов руб. значительно превышает начальную (максимальную) цену контракта, и, следовательно, предмет объявленной закупки и объем работ, выполненных ранее претендентом, не может быть признан сопоставимым по объему.
Установлено, что на участие в закупке подана 1 заявка, что может свидетельствовать о том, что установленные нарушения ограничивают количество участников закупки.
Приложением N1 к Порядку взаимодействия установлено, что заявка должна содержать критерии (подкритерии) оценки заявок на участие в конкурсе.
Указанная позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.06.2016 N Ф03-1859/2016 по делу N А59-3392/2015, Определением Верховного Суда РФ от 01.12.2016 N 303-КГ16-12778 по делу N А59-3392/2015, Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.11.2015 N Ф03-4894/2015 по делу N А59-240/2015.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "СВЭК"обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушениечасти 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушениечасти 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, пункта 27 Правил оценки.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 декабря 2016 г. N 1388-12687-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2016