Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 6 декабря 2016 г. N 1331-12650-16/4
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ПАО "Ростелеком" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг местной и междугородней телефонной связи и услуги доступа в сеть Интернет для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N1 имени Н.И.Пирогова" (извещение N 0142200001316013225, начальная (максимальная) цена контракта - 1 470 000,00 рублей),
в присутствии представителей _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ПАО "Ростелеком" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг местной и междугородней телефонной связи и услуги доступа в сеть Интернет для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N1 имени Н.И.Пирогова" (извещение N 0142200001316013225, начальная (максимальная) цена контракта - 1 470 000,00 рублей).
Согласно доводам ПАО "Ростелеком" Заказчик утверждена аукционная документация с нарушениями законодательства о контрактной системе:
- в документации об электронном аукционе не установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности в области услуг связи "Услуги междугородней и международной связи";
- Заказчик объединил в один объект закупки услуги междугородней, местной телефонной связи и предоставление доступа в сеть Интернет;
- Требование Заказчика "Количество подключаемых телефонных номеров в кодах АВС х1 х2 х3 = 846207. Самары - суммарно 251 городских + 17 внутренних номеров без выхода в город" и условия "В случае предоставления Заказчику абонентских телефонных номеров с ресурсом нумерации согласно п. 1.2., но отличным от ранее используемого Заказчиком, Исполнитель обеспечивает автоматическое предоставление переадресации с ранее используемого номера на новый номер в течение 3-х календарных месяцев с момента заключения договора и предоставление услуги Автоинформатора (автоматическое оповещение абонентов, осуществляющих вызовы на ранее используемые номера Заказчика, с помощью голосового сообщения с информацией о новом номере) в течение 4-х календарных месяцев с момента заключения договора. При заключении договора Исполнитель документально подтверждает возможность предоставления услуг переадресации и Автоинформатора" ограничивают конкуренцию.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы Заказчика, Уполномоченного органа, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
1. В соответствии с техническим заданием закупка проводится на оказание услуг местной и междугородней связи и услуги доступа в сеть Интернет для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 1 имени Н.И.Пирогова".
П. 22 Информационной карты предусмотрено требование:
- "Единые требования к участникам: Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 44-ФЗ. Наличие у Исполнителя лицензий на осуществление деятельности в области услуг связи:
- "Телематические услуги связи";
- "Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации";
- "Услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа".
В соответствии с п.10.3 проекта контракта Исполнитель вправе привлечь к исполнению своих обязательств по контракту других лиц-соисполнителей, обладающих необходимыми лицензиями.
При таких обстоятельствах в целях расширения круга участников требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности в области услуг связи "Услуги междугородней и международной связи" в ходе проведения закупки на оказание услуг местной и междугородней телефонной связи и услуги доступа в сеть Интернет необязательно.
Кроме того, Заказчиком на запрос разъяснений даны следующие пояснения:
"В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N 310 "Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи" оператор связи вправе оказывать абоненту и (или) пользователю те услуги телефонной связи, на оказание которых этому оператору связи выдана лицензия, в частности, на оказание услуг междугородной связи оператор связи должен иметь лицензию на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи. При этом ГБУЗ СГКБ N 1 им. Н.И. Пирогова не ставило требование оказания услуги лично".
На основании изложенного, довод заявителя несостоятелен.
2. Заявитель считает, что заказчик неправомерно объединил в один объект закупки услуги междугородней, местной телефонной связи и предоставление доступа в сеть Интернет.
В ходе заседании комиссии Заявитель подтвердил наличие у него лицензий на оказание услуг междугородней, местной телефонной связи и предоставление доступа в сеть Интернет.
Обоснованием начальной (максимальной) цены контракта явилось три коммерческих предложения, что свидетельствует о согласии как минимум трех исполнителей оказать услуги, предусмотренные аукционной документацией.
Вместе с тем, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе заявитель не доказал и не обосновал невозможность оказания услуг по междугородней, местной телефонной связи и предоставление доступа в сеть Интернет в рамках одного лота.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в одну закупку Заказчиком неправомерно включены услуги междугородней, местной телефонной связи и предоставление доступа в сеть Интернет, не связанные с предметом контракта, несостоятелен.
3. В п. 1 Технического задания Заказчик установил следующие требования: "Требование Заказчика "Количество подключаемых телефонных номеров в кодах АВС х1 х2 х3 = 846207. Самары - суммарно 251 городских + 17 внутренних номеров без выхода в город";
в п. 1.7 "В случае предоставления Заказчику абонентских телефонных номеров с ресурсом нумерации согласно п. 1.2., но отличным от ранее используемого Заказчиком, Исполнитель обеспечивает автоматическое предоставление переадресации с ранее используемого номера на новый номер в течение 3-х календарных месяцев с момента заключения договора и предоставление услуги Автоинформатора (автоматическое оповещение абонентов, осуществляющих вызовы на ранее используемые номера Заказчика, с помощью голосового сообщения с информацией о новом номере) в течение 4-х календарных месяцев с момента заключения договора. При заключении договора Исполнитель документально подтверждает возможность предоставления услуг переадресации и Автоинформатора".
П. 1.8 предусмотрено выполнение требований, указанных в п. 1.2. - 1.8., осуществляется за счет Исполнителя.
В соответствии с выпиской из Реестра Российской системы и плана нумерации номера (846) 207-хххх принадлежат АО "АВАНТЕЛ".
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 07.07.2003 г. N126-ФЗ "О связи" регулирование ресурса нумерации является исключительным правом государства. Правительством Российской Федерации определяется порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, в том числе российских сегментов международных сетей связи, с учетом рекомендаций международных организаций, участником которых является Российская Федерация, в соответствии с российской системой и планом нумерации.
Согласно пункту 18 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 г. N350 установлено, что оператор связи, получивший ресурс нумерации, обязан не допускать использование выделенного ресурса нумерации в целях оказания услуг телефонной связи другими операторами связи.
Таким образом, каждый оператор связи имеет номерную емкость согласно выделенному ресурсу нумерации и вправе оказывать услуги связи только с использованием выделенной ему номерной емкости.
Согласно п. 17 правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации существует возможность передачи номерной емкости другому оператору связи, однако, только с согласия Федерального агентства связи.
В соответствии с п. 12 правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации Федеральное агентство связи принимает решение о передаче ресурса нумерации в срок, не превышающий 40 дней со дня регистрации Федеральным агентством связи заявления.
Передача номерной емкости приносит значительные материальные затраты и выполнение большого объема работ, требует времени.
В соответствии с аукционной документации установлено начало оказания услуг 01.01.2017 г., следовательно, с даты проведения электронного аукциона (05.12.2016 г.) до даты начала оказания услуг у исполнителя остается 26 календарных дней на перевод указанного номера, что является несоразмерным периоду времени, который может занять передача ресурса нумерации.
Кроме того, установление требования "В случае предоставления Заказчику абонентских телефонных номеров с ресурсом нумерации согласно п. 1.2., но отличным от ранее используемого Заказчиком, Исполнитель обеспечивает автоматическое предоставление переадресации с ранее используемого номера на новый номер в течение 3-х календарных месяцев с момента заключения договора и предоставление услуги Автоинформатора (автоматическое оповещение абонентов, осуществляющих вызовы на ранее используемые номера Заказчика, с помощью голосового сообщения с информацией о новом номере) в течение 4-х календарных месяцев с момента заключения договора. При заключении договора Исполнитель документально подтверждает возможность предоставления услуг переадресации и Автоинформатора" влечет так же значительные затраты на переадресацию номера любых исполнителей, кроме АО "АВАНТЕЛ".
В ходе анализа коммерческих предложений установлено: предложение по цене АО "АВАНТЕЛ" ниже, чем предложения других компаний, вынужденных учитывать затраты на переадресацию, что в свою очередь свидетельствует о неравном положении участников закупки.
В связи с изложенным, Заказчик, установив данные требования с учетом вышеуказанных нормативных сроков передачи ресурса нумерации, ставит участников закупки в неравные условия.
Кроме того, на участие в электронном аукционе подана одна заявка от АО "АВАНТЕЛ".
На основании изложенного, довод заявителя обоснован.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "Ростелеком" частично обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение пунктов 1, 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 6 декабря 2016 г. N 1331-12650-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2016