Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 6 декабря 2016 г. N 1338-5007-16/4
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "ПАРУС" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по устройству автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) на автодорогах общего пользования регионального значения в границах г.о. Самара (I этап) (извещение N 0842200002116000185, начальная (максимальная) цена контракта - 20 519 117,00 рублей),
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ПАРУС" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по устройству автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) на автодорогах общего пользования регионального значения в границах г.о. Самара (I этап) (извещение N 0842200002116000185, начальная (максимальная) цена контракта - 20 519 117,00 рублей).
Согласно доводам заявителя Заказчиком утверждена аукционная документация с нарушениями законодательства о контрактной системе:
1) в составе документации об электронном аукционе размещена проектная документация, в которой отсутствуют разделы, содержащие требования, предусмотренные размещенным в ее составе техническим заданием N 54, утвержденным Заказчиком и требования ГОСТов и постановлений, на основании которых она разработана;
2) в составе документации об электронном аукционе не размещено техническое задание;
3) заказчиком не выполнено требование Закона о контрактной системе о включении в описание объекта закупки слов "или эквивалент";
4) заказчиком установлены излишние требования к характеристикам используемых при производстве работ товаров (песок, портландцемент, щебень);
5) требование к бетону "марка по прочности при сжатии в 28-суточном возрасте не ниже 400" невыполнимо, установлен короткий срок работ;
6) графическая часть проектной документации не соответствует описательной части документации;
7) в проектной документации заказчик приводит недостоверные сведения в отношении длины кабелей;
8) в документации отсутствуют разделы, необходимые для реализации построения автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД);
9) в документации отсутствует проектная или рабочая документация по центру управления АСУДД.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы Заказчика, Уполномоченного органа, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 2,3 ст.7 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" информация, предусмотренная Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть открытой, прозрачной, полной и достоверной.
В составе аукционной документации Заказчиком размещена проектная документация "Устройство автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) на автодорогах общего пользования регионального значения в г.о. Самара (I этап)" (далее по тексту - "система АСУДД").
Согласно оглавлению проектной документации в её составе имеется только пояснительная записка, при том, что основанием для её разработки (в соответствии с описательной частью) является техническое задание Заказчика, утверждённое Министерством 11.09.2015 г. на разработку проектной документации устройства автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) на автодорогах общего пользования регионального значения в г.о. Самара" (задание N 54) (далее по тексту - "Задание N54").
Техническое задание N54 так же размещено в составе проектной документации на листах с 3 по 16 лист.
В п.1.3. проектной документации (лист 22) прописано, что все требования задания N54 являются исходными данными для разработки размещённой проектной документации.
При этом в составе размещенной проектной документации отсутствуют разделы, в которых должны быть реализованы требования, предусмотренные размещённым в её составе техническим заданием N54, утверждённым Заказчиком, и требования ГОСТов и постановлений, на основании которых она разработана, а именно:
Отсутствуют необходимые для выполнения работ по построению системы АСУДД разделы, имеются существенные несоответствия описательной части проектной документации и эскизной части, разработанной для обязательного выполнения всех работ по условиям контракта.
В проектной документации не реализованы обязательные к исполнению требования нормативной документации, на основании которых она разработана (в п.1.4 проектной документации на 22-ой странице прописано, что документация разработана в соответствии с действующими нормативными нормами и правилами, а на страницах 23 и 24 перечислены номера этих ГОСТов), в них подробно изложены и разъяснены все цели, задачи и требования, предъявляемые к качественному выполнению работ по разработке проектной документации на "Автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД).
В перечисленных ниже ГОСТах подробно изложены и разъяснены цели, задачи и требования, предъявляемые к качественному выполнению проектных работ по разработке автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД), (далее по тексту - "устройство АСУДД"),
ГОСТы, прописанные на 23 и 24 странице проектной документации, в соответствии с которыми она разработана:
-ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Автоматизированные системы. Стадии создания.
-ГОСТ 34.602-89 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.
-ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначения документов при создании автоматизированных систем.
-ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний.
-ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
-ГОСТ 21958-76 Система "человек-машина". Зал и кабины операторов. Взаимное расположение рабочих мест. Общие эргономические требования.
-ГОСТ 23000-78 Система "человек- машина". Пульты управления. Общие эргономические требования.
-ГОСТ 24.701-86 Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Надежность автоматизированных систем управления. Основные положения.
-ГОСТ 30.001-83 Система стандартов эргономики и технической эстетики. Основные положения.
-ГОСТ 21.101-97 СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации.
-ГОСТ 50839-2000 Устойчивость средств вычислительной техники и информатики к электромагнитным помехам. Требования и методы испытаний.
-ГОСТ Р52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные, общие технические требования.
-СТР-К Специальные требования и рекомендации по защите конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам.
-Гостехкомиссия РФ "Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации".
-Постановление Правительства РФ от 16.02.08 N87.
В частности, в размещенной документации допущены следующие отступления от нормативных документов:
Наименование ГОСТа |
Нарушения требований ГОСТа |
Информационная технология. Автоматизированные системы. Стадии создания. |
Нарушено требование разработки проектной документации в полном соответствии с техническим заданием (не реализованы требования заданияN54). |
Комплекс стандартов на автом атиз ированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы. |
В данном ГОСТе (пункт 1) четко прописано, что техническое задание заказчика (задание N54) является основным документом, определяющим требования и порядок создания автоматизированной системы управления, в соответствии с которым проводится разработка и ее приемка. В проектной документации не реализованы требования задания N54. |
Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначения документов при создании автоматизированных систем. |
В проектной документации должны быть реализованы все требования разработанного технического задания заказчика на автоматизированные системы. В техническом задании N 54 на разработку документации определены требования Министерства, которые в проектной документации не реализованы. В проектной документации отсутствует полная комплектация, не реализованы требования технического задания N54 на создание автоматизированных систем. |
Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний. |
В проектной документации отсутствует раздел по светофорам (отсутствует описание типов светофоров, технических и эксплуатационных характеристик, установленных на улично-дорожной сети реконструируемого участка, отсутствует описание режимов работы светофоров, указание последовательности включения сигналов, электрические схемы подключения сигналов светофоров к дорожным контроллерам, в нарушение требований данного ГОСТа и требования технического задания N54. В разработанной проектной документации в нарушение стандартов применяются различные обозначения светофоров, при этом не все светофоры пронумерованы, (что является нарушением требований ГОСТ и технического задания N54). В проектной документации полностью отсутствуют электрические и структурные схемы подключения светофоров к вновь устанавливаемым дорожным контроллерам, что также противоречит требованиям задания N54 на проектирование и данного ГОСТа. |
Учитывая вышеизложенное, размещенная заказчиком аукционная документации не соответствует правилам описания объектам закупки, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Самарского УФАС отмечает, что на участие в электронном аукционе подано 5 заявок, в том числе и заявка ООО "ПАРУС", что в свою очередь подтверждает согласие хозяйствующих субъектов выполнить работы на условиях аукционной документации и свидетельствует о том, что нарушения не носят критичного характера.
На основании изложенного, довод заявителя обоснован.
2) В составе документации об электронном аукционе не размещено техническое задание.
В соответствии с пояснениями Заказчика работы по объекту должны быть выполнены в соответствии с Ведомостью работ Приложения N3 к Информационной карте и проектной документацией, которые являются составными частями аукционной документации и размещены в единой информационной системе.
На основании изложенного, довод заявителя необоснован.
3) В Общих требованиях аукционной документации, которые являются неотъемлемой частью аукционной документации, предусмотрены условия, что если в составе документации содержится указание на товарный знак используемого при выполнении работ (оказании услуг) товара, при условии, что данный товар не является предметом закупки, такое требование следует читать с добавлением слов "или эквивалент"; в этом случае участник закупки в составе заявки вправе предложить товар эквивалентного товарного знака, соответствующего указанным характеристикам, следовательно, довод заявителя необоснован.
4) Заказчиком в Приложении N1 к информационной карте "Технические требования к качеству работ" Заказчиком установлены излишние требования к характеристикам используемых при производстве работ товаров, относящихся непосредственно к сырью, используемому при изготовлении товара, а именно к портландцементу, щебню и песку, из которых должна производиться бетонная смесь.
При этом инструкция по подготовке заявок требует от участника закупки указывать конкретные показатели, которые могут стать известными лишь на момент отгрузки товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Установление заказчиком требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки приводит к ограничению количества участников размещения заказа, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
Кроме того, по данному основанию к участию в электронном аукционе отказано 4 участникам.
В связи с изложенным, довод заявителя обоснован, в действиях заказчика усматривается несоблюдение требований, установленных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5) Заказчиком установлено требование к бетону "марка по прочности при сжатии в 28-суточном возрасте не ниже 400".
На запрос разъяснений Заказчиком был дан ответ: "Поскольку указанные материалы используются при выполнении работ, то выставление требований к данным материалам не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Для обеспечения исполнения сроков выполнения работ исполнитель вправе использовать материалы и способы производства работ, обеспечивающие сокращение сроков твердения, не противоречащие требованиям проектной документации".
Заявитель доказательств, подтверждающих невозможность выполнения работ в срок, необходимый заказчику, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, не представил.
Факт подачи пяти заявок, в том числе со стороны заявителя, свидетельствует о выполнимости сроков.
6) Согласно п. 2,3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть открытой, прозрачной, полной и достоверной.
В п. 3 проектной документации заказчик указал характеристики "технических средств управления", в п. п. 3.2 "Дорожные детекторы" указан порядок установки дорожных детекторов, в п.п. 4.3.1 описан принцип работы системы SCOOT, необходимой для обеспечения работы системы в координированном режиме, и соответствующая им графическая часть.
Заявитель доказательств, подтверждающих несоответствие графической части проектной документации описательной части документации, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, не представил.
7) Заказчик опубликовал проектную документацию, составленную с нарушением требований ГОСТ 34.401-90 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Средства технические периферийные автоматизированных систем дорожного движения. Типы и технические требования", а именно:
В соответствии п. 1.2.3 данного ГОСТ максимальная длина линии связи с чувствительным элементом (блоком) не более 250 метров, максимальная длина линий связи от дорожного контролера до детектора транспорта должна быть не более 100 метров, в нарушение данного требования, в проектной документации длины кабелей превышают 100 метров в частности в следующей части документации:
- пересечение Московского шоссе и ул. Авроры
длина кабеля от ДК до Д1-198 метров; длина кабеля от ДК до Д5 - 269 метров;
- пересечение Московского шоссе и ул. Ново-Вокзальной длина кабеля от ДК до Д2 - 230 метров, длина кабеля от ДК до Д1 - 283 метра.
Заказчик установил показатели, не соответствующие требованиям ГОСТ 34.401-90.
На основании изложенного, довод заявителя обоснован, действия заказчика при описании объекта закупки свидетельствует о несоблюдении пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
8) Довод заявителя об отсутствии разделов, необходимых для реализации построения автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) несостоятелен, заявитель вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе не представил.
9) Работы по объекту должны быть выполнены в соответствии с Ведомостью объемов работ Приложения N 3 к Информационной карте электронного аукциона и проектной документацией, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе заявителем не представлены доказательства нарушения заказчиком законодательства о контрактной системе.
Довод заявителя необоснован.
При этом в действиях заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в части обоснованных доводов.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПАРУС" частично обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение пункта 1,2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
4. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 6 декабря 2016 г. N 1338-5007-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2016