Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 7 декабря 2016 г. N 1343-12657-16/4
Резолютивная часть оглашена
07.12.2016 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "СУМ-Транс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская областная станция переливания крови" (извещение N 0142200001316013975 начальная (максимальная) цена контракта - 1 003 500,00 рублей),
в присутствии представителей: _,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "СУМ-Транс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская областная станция переливания крови" (извещение N 0142200001316013975 начальная (максимальная) цена контракта - 1 003 500,00 рублей).
Согласно доводам Заявителя:
1. Требования заказчика проводить обеззараживание эпидемиологически опасных отходов класса Б и В и обеззараживание медицинских отходов только аппаратным методом по месту нахождения заказчика создают условие для ограничения числа участников закупки.
2. Обязательство Исполнителя выполнять работы на территории заказчика не обоснованы СанПиНом (за исключением отходов класса В), а требование о наличии у Исполнителя оборудования для аппаратного метода обезвреживания/обеззараживания отходов ограничивает круг участников закупки.
3. Пунктами 6.2.-6.5. Технического задания установлено, что обезвреживание медицинских отходов класса "Б". "В" и "Г" должно производиться только термохимическим методом, что ограничивает круг участников закупки.
4. Требования, установленные в пунктах 6.2.-6.5. Технического задания, создают условие для ограничения числа участников закупки.
5. Требования, установленные в пункте 5.5. Технического задания, не допускают привлечения к исполнению контракта других лиц (соисполнителей), поэтому участвовать в данной закупке может только определенный участник закупки, имеющий в наличии необходимое оборудование, что также ограничивает количество участников закупки.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик в техническом задании установил следующие требования:
5.6. Исполнитель проводит обеззараживание эпидемиологически опасных отходов класса Б и В аппаратным методом по месту нахождения Заказчика в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.2790-10.
6.1. Обезвреживание медицинских отходов должно проводиться аппаратным способом. Оборудование, используемое для обезвреживания медицинских отходов должно иметь сертификат соответствия и действующее регистрационное удостоверение медицинского изделия (в случае если оно является медицинским изделием).
Согласно пункту 4.10 СанПиН 2.1.7.2790-10 отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекпии)/обезвреживанию. Выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется возможностями организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами. При этом согласно пункту 5.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 выбор методов безопасного обеззараживания и/или обезвреживания отходов классов Б зависит, в том числе, oт способа, принятого на административной территории.
Таким образом, решение о выборе предпочтительного метода обеззараживания/обезвреживания среди допустимых по СанПиН 2.1.7.2790-10 является прерогативой заказчика и принимается им.
В ходе рассмотрения жалобы Заказчик пояснил, что аппаратный метод обеззараживания медицинских отходов является наиболее эффективным среди допустимых и, согласно пункту 4.11 СанПиН 2.1.7.2790-10, дает возможность оптимизировать деятельность медицинского персонала учреждения здравоохранения.
На основании вышеизложенного, довод заявителя признается необоснованным.
Заявитель полагает, что установив в аукционной документации место оказания услуг, ГБУЗ СО "ТОСПК" нарушил нормы СанПиН 2.1.7.2790-10 и Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям Заказчика, установка по обезвреживанию отходов класса Б и В не может быть мобильной, в связи с тем, что есть четкие требования к помещению, в котором может находиться подобное оборудование.
На основании п.4.10 СанПиН 2.1.7.2790-10, выбор метода обеззараживания/ обезвреживания определяется возможностями организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами.
В соответствии с п.10.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 участок по обращению с отходами классов Б и В является структурным подразделением организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, или самостоятельной специализированной организацией (далее - участок). Участок располагается в специально оборудованных помещениях медицинской организации или на самостоятельной территории и осуществляет сбор, накопление, аппаратное обеззараживание/обезвреживание, утилизацию отходов классов Б и В.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, заявитель не представил доказательств того, что требования заказчика, установленные в Техническом задании, не соответствуют Закону о контрактной системе, ограничивают число участников закупки.
На основании вышеизложенного, довод заявителя признается необоснованным.
Заказчик в техническом задании установил следующие требования:
6.2. Обезвреживание медицинских отходов класса "Б", "В" и "Г" должно производиться термохимическим методом со следующими параметрами:
6.3. комплексное (одновременное) физическое (деструкция), термическое и химическое воздействие;
6.4. температура обезвреживания в диапазоне 150-200°С;
6.5. деструкция (измельчение) отходов до фракции не более 5 мм;
6.6. снижение массы отходов после завершения цикла обезвреживания.
Согласно пояснениям Заказчика, предусмотренная в техническом задании термохимическая технология обезвреживания медицинских отходов является на сегодняшний день наиболее эффективным способом утилизации медицинских отходов. Отличительной особенностью данной технологии является единовременное термическое, химическое и физическое воздействие на отходы. Деструкция (измельчение) отходов производится одновременно с воздействием высоких температур 150-200 градусов, что и обеспечивает высокую эффективность метода. СанПиН позволяет использовать и другие методы обезвреживания, с применением более высоких (сжигание) и низких (автоклавирование) температур. Указанные методы обладают рядом недостатков их применение нецелесообразно, так как существует возможность распространения и заражения микобактериями туберкулеза.
Согласно ответу Главного внештатного специалиста по эпидемиологии Самарской области, из альтернативных сжиганию методов лучшими показателями обладает метод термохимической утилизации, температура обезвреживания 150-200 градусов.
Вышеуказанные требования Заказчика не нарушают норм Закона о контрактной системе, поскольку Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, заявитель не представил доказательств того, что требования заказчика, установленные в Техническом задании, не соответствуют Закону о контрактной системе, ограничивают число участников закупки.
На основании вышеизложенного, довод заявителя признается необоснованным.
Заказчик в техническом задании установил следующие требования:
6.7. В результате переработки медицинские отходы классов опасности "Б", "В" и "Г" должны быть приведены к классу опасности "А" (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к твердым бытовым отходам), по степени воздействия на окружающую среду продукт переработки медицинских отходов должен иметь V класс опасности.
6.8. Продукт обезвреживания медицинских отходов классов опасности "Б", "В" и "Г" должен иметь значение степени опасности для окружающей среды соответствующие классу опасности V по Критериям отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536.
Результат воздействия на отходы, а именно приведение к классу опасности "А" (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к твердым бытовым отходам) и пятому классу опасности по степени воздействия на окружающую среду является основным показателем качества услуг. Включение указанных требований в документацию о закупке регламентируется пунктом 1 части 1 ст. 33 Федерального закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, заявитель не представил доказательств того, что требования заказчика, установленные в Техническом задании, не соответствуют Закону о контрактной системе, ограничивают число участников закупки.
На основании вышеизложенного, довод заявителя признается необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СУМ-Транс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии_
Члены комиссии:_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 7 декабря 2016 г. N 1343-12657-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2016