Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 7 декабря 2016 г. N 1345-12656-16/4
Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
07.12.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",рассмотрев жалобуООО "СК "Евроальянс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство сооружений для сбора, очистки и перекачки поверхностных сточных вод с площадки, предназначенной для размещения футбольного стадиона и других объектов игр чемпионата мира по футболу, Самарская область" (извещение N 0142200001316012916, начальная (максимальная) цена контракта - 835 508 453,64 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалобаООО "СК "Евроальянс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство сооружений для сбора, очистки и перекачки поверхностных сточных вод с площадки, предназначенной для размещения футбольного стадиона и других объектов игр чемпионата мира по футболу, Самарская область" (извещение N 0142200001316012916) (далее - аукцион).
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком установлены нестандартные требования по ряду материалов (труба, сталь, щебень, битумы). Кроме того,Требования к химическому составу Извести (п.8.8, 9.8) избыточны.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласились, представили письменные возражения на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке может содержать описание объекта закупки, которое должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Пунктами 4.37, 4.38, 4.39 Приложения 1 к Техническому заданию (далее- Приложение) Заказчиком установлено следующее требование: "Труба "" Плотность полиэтилена при 23°Сдо 950 кг/м
"
" Расчетная масса 1 м трубы до 214 кг "_" ГОСТ 18599- 2001.
Согласно Таблице Г.1 Приложения ГГОСТ 18599- 2001:
Наименование показателя |
Значение показателя |
Метод испытания |
|||
ПЭ 32 |
ПЭ 63 |
ПЭ 80 |
ПЭ 100 |
||
1. Плотность композиции при 23 °C, кг/м3, не менее |
910 |
930 |
930 |
930 |
По ГОСТ 15139, разделы 4 - 6 |
2. Показатель текучести расплава, г/10 мин, не менее при: |
|
|
|
|
По ГОСТ 11645 |
190 °C/2,16 кгс |
0,2 - 0,4 |
- |
- |
- |
|
190 °C/5 кгс |
- |
0,3 - 0,7 |
0,3 - 1,2 |
0,1 - 0,5 |
|
Таким образом, Заказчиком установлены показатели, не соответствующие требованиям ГОСТ.
Установлено, что запросов разъяснений по указанному пункту в адрес Заказчика не поступало.
2. В пункте 6.10 Приложения Заказчику требуется:"Горячекатанаяарматурная сталькласса А240 или А400 "_". Механические свойства: предел текучести более 235 Н/мм, временное сопротивление разрыву более 38 кгс/мм
"
" ГОСТ 5781-82".
В соответствии с Техническим заданием термин "Более" в сочетании с количественными значениями обозначает превышение укачанного количества. Крайнеезначение параметра, которое в данном случае одно, не входит в диапазон.
Согласно Таблице 8 ГОСТ 5781-82:
--------------------------------------------------------------------------------------------- Класс |Предел теку- | Временное |Относи- |Равномер-|Ударная вязкость |Испытание арматурной |чести сигма |сопротивление |тельное |ное удли-| при температуре |на изгиб стали | т |разрыву сигма |удлинение|нение | -60 °C |в холодном | | в|дельта , |дельта , | |состоянии |-------------+--------------| 5 | р |------------------|(с - толщина |Н/мм2|кгс/мм2|Н/мм2|кгс/мм2 |% |% |МДж/м2|кгс x м/см2|оправки, |-------------------------------------------------------------------|d - диаметр | не менее |стержня) ------------+-------------------------------------------------------------------+------------ A-I(A240) |235 |24 |373 |38 |25 |- |- |- |180°; c = d A-II(A300) |295 |30 |490 |50 |19 |- |- |- |180°; c = 3d Ac-II(A300) |295 |30 |441 |45 |25 |- |0,5 |5 |180°; c = d A-III(A400) |390 |40 |590 |60 |14 |- |- |- |90°; c = 3d A-IV(A600) |590 |60 |883 |90 |6 |2 |- |- |45°; c = 5d A-V(A800) |785 |80 |1030 |105 |7 |2 |- |- |45°; c = 5d A-VI(A1000) |980 |100 |1230 |125 |6 |2 |- |- |45°; c = 5d
Таким образом, предел текучести в соответствии с ГОСТ должен быть не менее 235 Н/мм для арматурной стали класса А240, временное сопротивление разрыву не менее 38 кгс/мм
для арматурной стали класса А240.
Из чего следует, что Заказчиком установлены показатели, не соответствующие требованиям ГОСТ.
Установлено, что запросов разъяснений по указанному пункту в адрес Заказчика не поступало.
3.В пунктах 9.8 Приложения установлены следующие требования: "Известь. Должна применяться для приготовления растворов и бетонов, вяжущих материалов и производства строительных изделий. Негашёная известь 1 или 2 сорта. Известь кальциевая или магнезиальная. АктивныеСаО + МgО более 50%. Активная МgО менее 20 %. Непогасившиеся зерна менее 15%. СО2 не более 9%.Содержание гидратной воды в негашеной извести не должно быть более 2%. Должна соответствоватьГОСТ, ТЗ".
Согласно абзацу 5 Технического задания показатели химического состава, температуры, влажности при составлении первой части заявки конкретизировать не нужно.
Представитель Уполномоченного органа в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что указание химического состава материала является необязательным и его отсутствие не влечет отказа в допуске на участие в электронном аукционе участника закупки.
На основании вышеизложенного, данный довод Комиссией Самарского УФАС признается необоснованным.
4. Заказчику требуется: "Горячекатаная арматурная сталь класса А500С номинальным диаметром 16 мм; 18 мм "_".
При этом проектно-сметной документацией для выполнения работ по данному разделу требуется "Горячекатаная арматурная сталь класса А500С, диаметром 16 мм" (пункт 12 локального ресурсного сметного расчета N РС-02-01-02изм. 2 "Устройство фундамента под резервуар, Очистные сооружения дождевой канализации. Л0C-1"; файл проектной документации 319- 16-АС-1 лист 5 Фундамент ФПм-1 Схема основного армирования, ведомость расходов стали, лист 5)
Пунктом 2.13 в разделе "Устройство фундамента под резервуар, Очистные сооружения дождевой канализации. Л0C-1" Приложения требования к диаметру установлены как "Номинальный диаметр стержня 10 мм - 14 мм".
Диаметр18 мм проектно-сметной документацией не предусмотрен.
Таким образом, данный довод признается обоснованным.
5.В соответствии с пунктами 1.1 - 1.4 Приложения Заказчику требуется: "Щебень. Диапазон фракций: 10 мм - 20 мм; 20 мм - 40 мм".
В файле 319-16-ACl.pdf проектной документации на листе 8 "Спецификация оборудования (поз. 5 JIOC-1)", раздел "Засыпные материалы", кроме строки "Щебень М20-40содержится строка "Щебень М5-20".
Согласно п. 4.2.1. ГОСТ 8267-93 щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм.
Таким образом, положения ГОСТ 8267-93 выделяют классификацию щебней на фракции и смеси фракции.
Кроме того, положения проектной документации, предусматривают использование как фракций, так и смесей фракций.
На основании вышеизложенного, данный довод признается необоснованным.
6. Пунктом 2.15 Приложения установлено: "Битумы. Марки БН 50/50 или БН 70/30 или БН 90/10. Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм в диапазоне: 5 - 60. Диапазон температуры размягчения по кольцу и шару, °С, 50 - 105 "_" ГОСТ 6617-76".
При этом проектно-сметной документацией для выполнения работ по данному разделу требуется непосредственно "Битумы нефтяные строительные марки БН-90/10" (локальный ресурсный сметный расчет N РС-02-01-02 изм. 2, пункт 90).
Согласно пункту 1.3 ГОСТ 6617-76 по физико-химическим показателям строительные нефтяные битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице:
-------------------------------------------------------------------- Наименование | Норма для марки | Метод показателя |-----------------------------------|испытаний | БН 50/50 | БН 70/30 | БН 90/10 | |-----------+-----------+-----------| |ОКП 02 5624|ОКП 02 5623|ОКП 02 5622| ----------------------+-----------+-----------+-----------+--------- 1. Глубина проникания| 41 - 60 | 21 - 40 | 5 - 20 |По ГОСТ иглы при 25 °С, 0,1 мм| | | |11501 2. Температура раз- | 50 - 60 | 70 - 80 | 90 - 105 |По ГОСТ мягчения по кольцу и | | | |11506 шару, °С | | | | 3. Растяжимость при | 40 | 3,0 | 1,0 |По ГОСТ 25 °С, не менее | | | |11505
Таким образом, Заказчиком установлены показатели, не соответствующие требованиям ГОСТ.Вместе с тем, в аукционной документации отсутствует обоснование необходимости использования показателей, не соответствущих ГОСТ.
Пунктом 4.1 проекта контракта установлено, что Генподрядчик обязан осуществлять строительство объекта в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Согласно пункту 13.1 проекта контракта Генподрядчик гарантирует качество выполнения всех работ, материалов и оборудования, поставляемых Генподрядчиком в соответствии с проектно-сметной документацией и стандартами, действующими в РФ. В связи с чем, использование проектно-сметной документации при подготовке заявки на участие в закупке является обязательным.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчиком были даны ответы на поступившие запросы разъяснений документации об электронном аукционе,
Так же Комиссией Самарского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы установлено, что на участие в закупке подано 4 заявки, что свидетельствует об отсутствии затруднений в определении потребностей Заказчика. Заявителем была подана заявка на участие в электронном аукционе, по указанным основаниям отказов в допуске не произволдилось.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК "Евроальянс" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушениепунктов 1,2 части 1 статьи 33,пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в связи с нарушением Закона о контрактной системе
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 7 декабря 2016 г. N 1345-12656-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2016