Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 декабря 2016 г. N 1373
Резолютивная часть оглашена
13.12.2016 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "ЭНТОС ПЛЮС" на действия МКУ "ЖигулевскСтройЗаказчик" (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту проезда от Молодежного проспекта до улицы Луговой городского округа Жигулевск (извещение N 0142300006216000131, начальная (максимальная) цена контракта - 1 980 957,69 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭНТОС ПЛЮС" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту проезда от Молодежного проспекта до улицы Луговой городского округа Жигулевск (извещение N 0142300006216000131, начальная (максимальная) цена контракта - 1 980 957,69 руб.).
Согласно доводам Заявителя ООО "ЭНТОС ПЛЮС":
- в проекте муниципального контракта Заказчиком не установлен срок действия банковской гарантии;
- в аукционной документации Заказчика не предусмотрена возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае, если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, что нарушает статью 37 Закона о контрактной системе;
- в аукционной документации Заказчика ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, а именно химический состав материалов (сталь, щебень, песок, мастика, раствор цементный) излишне детализирован.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. Согласно доводам Заявителя ООО "ЭНТОС ПЛЮС" в проекте муниципального контракта Заказчиком не установлен срок действия банковской гарантии.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 10.2 главы 10 "Обеспечение исполнения обязательств по контракту" проекта муниципального контракта предусмотрено, что в случае предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения Контракта в форме банковской гарантии срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 12.1 главы 12 "Заключительные положения" проекта муниципального контракта определено, что настоящий контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до 31 декабря 2016 года.
Таким образом, содержание пункта 10.2 проекта муниципального контракта соответствует Закону о контрактной системе.
2. Согласно доводам Заявителя ООО "ЭНТОС ПЛЮС" в аукционной документации Заказчика не предусмотрена возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае, если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, что нарушает статью 37 Закона о контрактной системе.
Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системы, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системы.
Извещением о проведении электронного аукциона определена начальная (максимальная) цена контракта в размере 1 980 957,69 руб.
Разделом "Обеспечение исполнения контракта" извещения о проведении электронного аукциона установлен размер обеспечения исполнения контракта - 594 287,31 руб.
Пунктом 10.1 главы 10 "Обеспечение исполнения обязательств по контракту" проекта муниципального контракта определено, что размер обеспечения исполнения муниципального контракта устанавливается в размере _____________________ рублей ________ копеек (30% от начальной (максимальной) цены контракта) в форме банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет (способ обеспечения исполнения контракта определяется Подрядчиком самостоятельно).
Согласно примечанию 3 проекта муниципального контракта, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 10.1 настоящего муниципального контракта.
Таким образом, Заказчиком в проекте муниципального контракта не установлена возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае, если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
3. Согласно доводам Заявителя ООО "ЭНТОС ПЛЮС" в аукционной документации Заказчика ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, а именно химический состав материалов (сталь, щебень, песок, мастика, раствор цементный) излишне детализирован.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что описание материалов в обжалуемой части соответствует части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявитель не представил доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Запросов разъяснений положений аукционной документации в адрес Заказчика не поступало.
Отказов в допуске к участию в электронном аукционе по основанию несоответствия материалов аукционной документации не осуществлялось.
Таким образом, в данном случае в действиях Заказчика не усматривается нарушения законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, в действиях Заказчика установлено нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившегося в том, что в аукционной документации Заказчика отсутствуют минимальные, максимальные значения показателей требуемых материалов, при этом инструкция аукционной документации требует указывать участникам закупки значения конкретных показателей, установленных ГОСТами.
При указании товарного знака может быть предложен эквивалент | |||||||||||||||||||||
Наименование товара |
Характеристики товара в соответствии с требованиями действующего законодательства |
Нормативная документация, которой должен соответствовать товар (при наличии) |
|||||||||||||||||||
Щебень из природного камня для строительных работ |
Для устройства подстилающих и выравнивающих слоев оснований следует применять щебень из плотных горных пород фракции 20-40 мм соответствующий требованиям ГОСТ 8267-93 и требованиям сметной документации. Марка щебня по дробимости, применяемые фракции должны соответствовать требованиям сметной документации, а физико-механические характеристики применяемого щебня должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93. Группа щебня по содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы может быть: 1, 2, 3 или 4. Вид горной породы применяемого щебня может быть: осадочная или изверженная. При этом необходимо указать следующие технические показатели для каждой применяемой фракции щебня отдельно: марку щебня по дробимости, фракцию применяемого щебня, содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, группу щебня по содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, содержание пылевидных и глинистых частиц, содержание зерен слабых пород, содержание глины в комках, суммарную удельную эффективную активность естественных радионуклидов, характеристики зернового состава щебня, то есть полные остатки на ситах 1,25 Д, Д, 0,5 (Д+d), d с указанием диаметров контрольных сит. Характеристики зернового состава щебня необходимо представить в табличной форме, представленной ниже:
(Значение диаметра отверстия контрольного сита (мм) выбирается из значений стандартного набора сит в соответствии с требованиями ГОСТ 8269.0-97. |
||||||||||||||||||||
Песок природный для строительных работ |
Для устройства подстилающих и выравнивающих слоев при устройстве асфальтобетонных покрытий дорог и устройстве тротуаров следует применять песок с коэффициентом фильтрации не менее 1 м/сут, соответствующий требованиям ГОСТ 8736-2014. Модуль крупности песков может быть от 1,0 до 2,0. При этом необходимо указать следующие технические параметры применяемых песков (определяемых в соответствии с требованиями ГОСТ 8735-88): - зерновой состав песка:
- содержание пылевидных и глинистых частиц; - группа песка; - содержание глины в комках; - модуль крупности песка; - полный остаток песка на сите с сеткой N 063; - содержание зерен крупностью св. 10, 5 и менее 0,16 мм. - коэффициент фильтрации песка; - класс песка; - суммарную удельную эффективную активность естественных радионуклидов. |
На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС России усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту проезда от Молодежного проспекта до улицы Луговой городского округа Жигулевск.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ЭНТОС ПЛЮС" частично обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 декабря 2016 г. N 1373
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2016