Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Инвестстрой" (далее - Заявитель) на действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции системы Шахтинско-Донского водовода (ШДВ). Повышение надежности системы водоснабжения г.Новошахтинск, г.Красный Сулин и прилегающих поселков. Строительство насосной станции в районе пос. Майский. III этап строительства. (номер извещения 0158200002016000011) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены показатели технических характеристик товаров таким образом, что возможно указать значение которое будет соответствовать положениям инструкции, но противоречить требованиям ГОСТ.
2. Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены противоречивые показатели технических характеристик товара.
3. Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе не установлены единицы измерения показателей.
4. Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены ГОСТ, утратившие силу.
5. Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены товары с техническими характеристиками, которые отсутствуют в проектно-сметной документации.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 429 734 430 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок -16.01.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 20.01.2017.
1. Согласно доводу жалобы, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены технические показатели товаров таким образом, что возможно указать значение которое будет соответствовать положениям инструкции, но противоречить требованиям ГОСТ, а именно по позиции 12, 187, 11, 26, 52, 41, 64, 69, 80, 81, 92, 126,160, 123, 55, 94, 96, 189, 41, 92, 55.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Приложении 1 к Техническому заданию документации об Аукционе в том числе установлено (ПРИМЕР): По позиции N 69 "Электроды ТИП Э42" (ГОСТ 9467-75) - "Механические свойства при нормальной температуре металла шва и наплавленного металла: относительное удлинение не менее 14 %. Механические свойства при нормальной температуре металла шва и наплавленного металла: ударная вязкость не менее 3 кгс м/см".
В пункте N 1 ГОСТ 9467-75 установлено: "Электроды ТИП Э42 - Механические свойства при нормальной температуре металла шва и наплавленного металла: относительное удлинение не менее 18 %. Механические свойства при нормальной температуре металла шва и наплавленного металла: ударная вязкость не менее 8 кгс м/см".
Таким образом, участник закупки по указанным показателям может указать любое значение не менее 14 и не менее 3. Вместе с тем, пункте N 1 ГОСТ 9467-75 установлено, что минимально значение по вышеуказанным показателям соответствует 18 и 8. Следовательно, положения инструкции документации об Аукционе позволяют указать участнику закупки в заявке на участие в Аукционе значение меньше 18 и 8, что будет противоречить требованиям ГОСТ 9467-75, но соответствовать требованиям положений документации об Аукционе.
Кроме того, в Приложении 1 к Техническому заданию документации об Аукционе в том числе установлено (ПРИМЕР): По позиции N 71 "Раствор строительный" - "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов - Должна быть до 370* Бк/кг".
По позиции N 75 "Трубы стальные электросварные" - "Временное сопротивление разрыву не менее 314 (32) МПа (кгс/мм)".
По позиции N 122 "Битумы" - "Растяжимость при 0 град. С для битума, применяемого при изготовлении асфальтобетонной смеси предлагаемый показатель быть 35 мм".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, в Приложении 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, в том числе установлено "В случае использования Заказчиком при описании объекта закупки государственных стандартов и иных нормативных документов в составе первой части заявки необходимо представить конкретные показатели товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, в том числе в случае если государственный стандарт или иной нормативный документ предусматривает не конкретное значение показателя, а диапазон допустимых значений, за исключением случаев предусмотренных настоящей инструкции".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что требования к содержанию заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержат положений, определяющих в соответствии с какими именно нормативными документами необходимо указывать в составе первой части заявки конкретные показатели товаров или диапазонное значение, также не установлено за исключением каких именно случаев предусмотрено исключение.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе и надлежащую инструкцию нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены противоречивые показатели технических характеристик товара, а именно в пункте 13, 28, 95, 96, 110, Технического задания документации об Аукционе, поскольку не представляется возможным определить порядок предоставления конкретных показателей, в том числе в отношении взаимосвязанных, взаимоисключающих показателей товара.
В Приложении 1 к Техническому заданию документации об Аукционе в том числе, установлено: "В случае, если значения или диапазоны значений показателя указаны с использованием символа "запятая", союза "и", знака "/" -участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.
В случае, если значения или диапазоны значений показателя указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", знака "\" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ".
В Приложение 1 к Техническому заданию документации об Аукционе в том числе установлено (ПРИМЕР): По позиции N 95 "Фильтры для очистки воды" установлено: "Тип - сетчатые, латунные, со сливным краном, с внутренней резьбой. Материал - сталь; латунь".
Из Технического задание следует, что фильтр для очистки воды может быть, как из стали, так и из латуни. При этом фильтр для очистки воды должен быть из латуни, что исключает возможность предложить материал сталь. Таким образом, положения инструкции документации об Аукционе не позволяют однозначно определить, возможно ли указать материал сталь или латунь либо данный выбор отсутствует.
Комиссия приходит к выводу, что требования к составу, содержанию первой части заявки на участие в закупке установлены с нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку препятствуют надлежащему заполнению первой части заявки, ограничивают доступ к участию в закупке, поскольку не представляется возможным определить порядок предоставления конкретных показателей, в том числе в отношении взаимосвязанных, взаимоисключающих показателей соответствия товара установленных Заказчиком в Приложении 1 к Техническому заданию документации об Аукционе .
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе не установлены единицы измерения показателей товаров, а именно, по позициям N 50, 68, 117 Технического задания документации об Аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В Приложении 1 к Техническому заданию документации об Аукционе в том числе, установлено: По позиции N 50 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные" установлено - "Толщина стенки должна быть до 10".
По позиции N 68 "Песок" установлено - "Должен быть от 1.5 до 2.0* или от 2.5 до 3.0* или от 2.0 до 2.5*".
По позиции N 117 "Фильтры" Технического задания документации об Аукционе установлено - "Строительная длина до 33".
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что отсутствие единиц измерения показателей товаров по вышеуказанным позициям является технической ошибкой.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены ГОСТ утратившие силу, а именно по позициям N 81, 103, 116, 121 Технического задания документации об Аукционе.
В Приложении 1 к Техническому заданию документации об Аукционе в том числе установлено: По позиции N 81 "Болты фундаментные в комплекте" (ГОСТ 24379.1-80).
По позиции N 103 "Стойка опоры" (ГОСТ 27751-88).
По позиции N 116 "Прокат" (ГОСТ 2590-88).
По позиции N 121 "Бетон тяжелый" (ГОСТ 26633-2012).
На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные ГОСТ 27751-88 утратил силу с 31.08.2011 и заменен на ГОСТ 54257-2010, ГОСТ 2590-88 утратил силу 30.06.2009 и заменен на гост 2590-2006, ГОСТ 26633-2012 утратил силу 31.08.2016 и заменен на ГОСТ 26633-2015.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены товары с иными техническими характеристиками, которые отсутствуют в проектно-сметной документации, а именно по позиции N 21, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169,177, 178, 179, 4, 8, 20, 29, 36, 66, 85, 91, 99, 113, 189, Технического задания документации об Аукционе.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что в Приложении 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены товары, характеристики которых необходимо указать в первой части заявки на участие в Аукционе в соответствии с потребностью Заказчика. При этом, ресурсная ведомость содержит требования к товарам и работам, необходимым для выполнения работ, предусмотренных контрактом.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные позиции Технического задания, установленные в документации об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и положениям документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Инвестстрой" обоснованной в части установления требований, противоречащих ГОСТ, ГОСТ утративших силу, противоречивых показателей технических характеристик товара, не установления единиц измерения показателей.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 19.01.2016 N К-46/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 января 2017 г. N К-46-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2017