На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "ПАРУ ГРУП" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях КГКУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик), Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ с приобретением оборудования по объекту "Реконструкция КГБУЗ "Краевая клиническая больница", г. Красноярск" (номер извещения 0119200000116007281) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного орган при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, утратившими силу.
2. В документации об Аукционе неправомерно объединены в один объект (лот) закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
3. В извещении об осуществлении закупки сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
4. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены даты предоставления разъяснений документации об Аукционе.
5. В проекте государственного контракта документации об Аукционе содержится конкретный размер обеспечения исполнения контракта без учета возможности применения антидемпинговых мер.
6. В документации об Аукционе содержится описание объекта закупки, не позволяющее сформировать заявку на участие в Аукционе.
7. Проект контракта документации об Аукционе не содержит положения о твердой цене контракта.
8. В документации об Аукционе отсутствует требование к участникам закупки о наличии лицензии на монтаж противопожарной сигнализации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Лицензия МЧС России).
Заказчик, Уполномоченный орган в письменном пояснении от 23.01.2017
N 87-3-56/17 (далее - Письменные пояснения) не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 846 608 919 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки.
6) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки без учета изменений в соответствии Федеральным законом от 28.12.2016 N 489 "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о внесении изменений).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Федеральным законом от 28.12.2016 N 489 Закон о внесении изменений установлены следующие требования предъявляемые к участникам закупки:
"Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
Участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В Письменных пояснениях Заказчик, Уполномоченный орган пояснили, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены соответсвующие требования в подпунктах 4, 5 в графе "Требования к участникам закупки" Информационной карты документации об Аукционе, согласно которым, к участнику закупки устанавливаются следующие требования:
"4) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом соблюдены требования установленные к участникам закупки предусмотренные Закона о контрактной системе, а также в соответствии с Законом о внесении изменений.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом, в документации об Аукционе неправомерно объединены в один объект (лот) закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В Письменных пояснениях Заказчик, Уполномоченный орган пояснили, что объектом закупки является выполнение комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ с приобретением оборудования по объекту "Реконструкция КГБУЗ "Краевая клиническая больница", при этом в соответствии с проектно-сметной документацией в рамках контракта предусмотрены исключительно строительно-монтажные работы, такие как: облицовка стен гигиеническими панелями, прокладка труб полипропиленовых для горячей и холодной воды, установка передаточных окон.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом 13.01.2017 в 20:15 в ЕИС размещены изменения в Извещение, вместе с тем, срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе установлен 16.01.2017 в 09:00.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в документации об Аукционе установлена иная дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 30.01.2017.
В Письменных пояснениях Заказчик, Уполномоченный орган пояснили и представили сведения, согласно которым ЕИС не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, в связи с чем у Заказчика, Уполномоченного органа отсутствовала возможность продления срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, установленный в Извещении о проведении закупки срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не продливших срок подачи заявок на участие в Аукционе со дня рв ЕИС изменений в документацию об Аукционе на пятнадцать дней, нарушают часть 6 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены даты предоставления разъяснений документации об Аукционе.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно документации об Аукционе дата окончания срока подачи заявок на участие 30.01.2017.
В соответствии с Информационной картой документации об Аукционе установлены даты начала и окончания срока представления разъяснений положений документации об Аукционе с 29.12.2016 по 29.01.2017.
В Письменных пояснениях Заказчик, Уполномоченный орган пояснили, что даты представления разъяснений положений документации об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, и не ограничивают участников закупки в сроках подачи запросов на разъяснения положений документации об Аукционе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом, ненадлежащим образом установлены даты предоставления разъяснений положений документации об Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат Закону о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе содержится конкретный размер обеспечения исполнения контракта без учета возможности применения антидемпинговых мер.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в пункт 14.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе содержит следующие положения:
"Размер обеспечения исполнения государственного контракта составляет
30 % от начальной (максимальной) цены контракта (1 447 857 467 руб.10 коп.). В случае, если при проведении аукциона участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, данный участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза указанный выше размер обеспечения исполнения контракта (с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Подрядчик самостоятельно определяет один из способов обеспечения контракта (безотзывная банковская гарантия или внесение денежных средств на указанный Заказчиком счет, в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в аукционной документации)".
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Статьей 34 Закона о контрактной системе не предусмотрено установление Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе размера обеспечения исполнения контракта с учетом снижения цены контракта, предложенной участником закупки на 25 и более процентов. Кроме того, на момент рассмотрении жалобы Заявителя на заседании Комиссии отсутствуют сведения о возникновении обстоятельств предусмотренных частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Также, на заседании Комиссии установлено, что в подпункте 4 графы "Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления и требования к обеспечению исполнения контракта" Информационной карты, а также пунктом 14.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом в соответствии с Законом о контрактной системе предусмотрены антидемпинговые меры при проведении Аукциона.
Кроме того, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы документы, подтверждающие обоснованность довода не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
6. По мнению Заявителя, в документации об Аукционе содержится описание объекта закупки, не позволяющее сформировать заявку на участие в Аукционе.
В Письменных пояснениях Заказчик, Уполномоченный орган пояснили что описание объекта закупки указано Заказчиком, Уполномоченным органом в Приложение N 1 к контракту "Описание объекта закупки. Ведомость объемов работ", а также в проектно-сметной документации, которые являются неотъемлемой частью документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлены требования о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе.
В Письменных пояснениях Заказчик, Уполномоченный орган пояснили, что положения о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта установлены в пункте 3.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе, в соответствии с которым:
Стоимость работ, поручаемых Подрядчику по настоящему контракту, составляет _____________рублей ____ копеек, с учетом НДС 18% (если НДС не облагается, необходимо указать, на основании чего).
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
8. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии МЧС России, необходимой для выполнения работ, являющихся предметом закупки.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Извещением о проведении Аукциона и документации об Аукционе предметом закупки является выполнение комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ с приобретением оборудования по объекту "Реконструкция КГБУЗ "Краевая клиническая больница", г. Красноярск".
Заказчик, Уполномоченный орган в Письменном пояснении сообщили, что согласно предмету закупки предусмотрен, в том числе ремонт средств обеспечения пожарной безопасности, при этом указанные работы не являются основными в рамках объекта закупки, в связи с чем лицензия МЧС России не требуется.
Кроме того, Информационной картой документации об Аукционе установлено: "Победитель обязан привлечь в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций на сумму 30 % стоимости контракта".
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии явка не обеспечена и не представлено доказательств, подтверждающих необходимость установления требования о наличии у участника закупки Лицензии МЧС России.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
9. Вместе с тем, в соответствии с решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 19.01.2017 по делу N К-47/17 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе выразившимся в установлении ненадлежащих требований к содержанию первой части заявки на участие в Аукционе. Также, в действиях Аукционной комиссии выявлено нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившемся в неправомерном принятии решения о несоответствии заявки с порядковым номером "2" требованиям документации об Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе.
В связи с чем, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки, Аукционной комиссии выдано предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 19.01.2017 по делу N К-47/17, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 19.01.2017 по делу N К-47/17 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 января 2017 г. N ВП-28-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2017