На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение Региональной общественной организации "Достойная жизнь" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Управления делами Президента Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку жилых помещений (четыре трехкомнатные квартиры), расположенных в г. Симферополе, для нужд Управления делами Президента Российской Федерации (номер извещения 0173100011516000110) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно заключившего государственный контракт с ООО "Строительно-монтажное управление "Краснодар", поскольку представленная в качестве обеспечения исполнения государственного контракта банковская гарантия содержит противоречивые условия, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.05.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 20 725 359,60 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся;
6) государственный контракт заключен 16.06.2016 с ООО "Строительно-монтажное управление "Краснодар" по цене 20 725 359,60 рублей.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно заключен государственный контракт с ООО "Строительно-монтажное управление "Краснодар", поскольку представленная в качестве обеспечения исполнения государственного контракта банковская гарантия содержит противоречивые условия, содержащиеся в пунктах 5, 10, 13 банковской гарантии.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе, заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: 1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе; 2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией; 3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки; 4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику; 5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе; 6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта; 7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, установлены дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе, основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является: 1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе реестрах банковских гарантий; 2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе; 3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 1.8 "Обеспечение исполнения государственного контракта" документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Предоставляется участником аукциона в виде денежного перевода на счет Государственного заказчика или в виде банковской гарантии (сроки предоставления обеспечения исполнения государственного контракта, основания удержания обеспечения контракта, сроки возврата обеспечения, требования к банковской гарантии, указаны в разделе 10 документации об аукционе".
По результатам проведения Аукциона Заказчиком 16.06.2016 заключен государственный контракт N 1771002334016000153 с ООО "Строительно-монтажное управление "Краснодар" по цене 20 725 359,60 рублей.
В качестве обеспечения исполнения государственного контракта ООО "Строительно-монтажное управление "Краснодар" представлена банковская гарантия N Г-16/26980, выданная Краснодарским филиалом ПАО "РосДорБанк", на сумму 2 072 535, 96 рублей (далее - Банковская гарантия).
Банковская гарантия содержит, в том числе, следующие положения:
"5. В случае неисполнения Требования Бенефициара об оплате по настоящей Гарантии денежной суммы/сумм в срок 5 (пять) рабочих дней, Гарант обязуется уплатить неустойку в размере 0,1 % (Ноль целых одна десятая) процента от суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки".
"10. Предел обязательств Гаранта по настоящей Гарантии ограничивается общей суммой, указанной в п. 2 настоящей Гарантии, и уменьшается на сумму всех выплат, осуществленных Гарантом по данной Гарантии".
"Обязательство Гаранта перед Бенефициаром по Гарантии прекращается: 13.1. уплатой Бенефициару суммы, на которую выдана Гарантия; 13.2. окончанием определенного в Гарантии срока, на который она выдана; 13.3. вследствие отказа Бенефициара от своих прав по Гарантии; 13.4. по соглашению Гаранта с Бенефициаром о прекращении обязательств по Гарантии".
В соответствии со статьей 377 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство гаранта перед бенефициаром ограничено уплатой суммы, на которую выдана гарантия, а ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства по гарантии не ограничена суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии не предусмотрено иное.
Согласно части 1 статьи 378 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательство гаранта перед бенефициаром по независимой гарантии прекращается: 1) уплатой бенефициару суммы, на которую выдана независимая гарантия; 2) окончанием определенного в независимой гарантии срока, на который она выдана; 3) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии; 4) по соглашению гаранта с бенефициаром о прекращении этого обязательства.
На основании изложенного, вышеуказанные положения Банковской гарантии не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Банковская гарантия соответствует положениям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 13 "Разъяснение и изменение документации об аукционе" документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее:
"13.1. Любой участник аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки Государственному заказчику. 13.2. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса Государственный заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. 13.3. Разъяснения положений документации об аукционе не должны изменять ее суть".
Таким образом, документация об Аукционе не содержит конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на заседание Комиссии не представлено сведений, подтверждающих, что указанное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 7 "Состав заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Первая часть заявки содержит: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (раздел 5 документации об аукционе), наименование страны происхождения предлагаемых для поставки квартир, указание на товарные знаки (его словесное обозначение) (при наличии), фирменное наименование (при наличии), полезные модели (при наличии)".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку указанная инструкция не позволяет определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации ненадлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Комиссией установлено, что проект государственного контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об Аукционе, не содержит положений, предусматривающих условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку контракт заключен с ООО "Строительно-монтажное управление "Краснодар".
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 11.08.2014 от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пунктов 2, 11 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе.
2. В связи с тем, что по результатам Аукциона заключен государственный контракт, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела от 25.01.2017 N ВП-30/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 января 2017 г. N ВП-30-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2017