На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ОАО "Дальстроймеханизация" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Единой комиссии ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" (далее - Единая комиссия) при проведении ФКП "Аэропорты дальнего востока" (далее - Заказчик), Единой комиссией конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение строительных, монтажных работ по объекту по объекту "Реконструкция аэропорта Экимчан (Амурская область)" (номер извещения 0522100001216000006) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Единой комиссии:
1. Единая комиссия неправомерно признала заявку участника закупки ООО "Строительно-дорожные машины" соответствующей требованиям Конкурсной документации, поскольку у данного участника закупки отсутствуют:
- надлежащее свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ (по строительству, реконструкции, капитальному ремонту);
- опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение работ по реконструкции особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе;
- трудовые ресурсы (6993 человека).
2. Заказчик неправомерно заключил дополнительное соглашение N 1 от 25.10.2016, изменяющее существенные условия контракта, согласно которому в 2016 году Заказчик выплачивает подрядчику 65 % аванса от стоимости контракта.
Согласно письменным пояснениям Заказчика (N 13-275 N 26.01.2017) Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 608 253 840 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) требованиям Конкурсной документации соответствует 4 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "Строительно-дорожные машины" с минимальным предложением о цене контракта 1 361 911 716,36 рублей.
1. Согласно части 3 статьи 56 Закона о контрактной системы при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системы о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системы заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 26 статьи 99 Закона о контрактной системы при проведении плановых и внеплановых проверок должностные лица контрольного органа в сфере закупок в соответствии с их полномочиями вправе запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а также по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) указанного органа о проведении таких проверок имеют право беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу в сфере закупок.
Согласно протоколу предквалификационного отбора от 19.09.2016 NППО2 участник закупки с порядковым номером "1" (ООО "Строительно-дорожные машины") признан соответствующим требованиям Конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 21.09.2016 NПРО2 участник закупки с порядковым номером "1" (ООО "Строительно-дорожные машины") признан также соответствующим требованиям Конкурсной документации.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчик по электронной почте (письмо от 26.01.2017) выслал копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства N 0510.04-2012-2723044910-С-227 которая содержится в заявке участника закупки ООО "Строительно-дорожные машины", согласно которому у данного участника закупки имеется допуск к работам по организации строительства.
Кроме того, в соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Вместе с тем, учитывая, что объектом закупки является выполнение строительных, монтажных работ по объекту "Реконструкция аэропорта Экимчан (Амурская область)", следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Также Заказчик по электронной почте (письмо от 26.01.2017) выслал копию Формы 4, подписанную генеральным директорам ООО "Строительно-дорожные машины", которая содержится в заявке участника закупки ООО "Строительно-дорожные машины", согласно которой данный участник закупки выполнил следующее работы:
- "Выполнение дорожно-строительных работ по устройству дорожного полотна с укладкой геосетки по откосам на строительном участке федеральной автомобильной дороги "АМУР" (строящаяся дорога от Читы через Невер, Свободный, Архару, Биробиджан до Хабаровска) км 1545 -км 1650". Цена контракта (договора) - 980 105 650 рублей.
- "Выполнение работ по строительству дорожного Ж.Д. пути к Эльгинскому месторождению каменных углей от ст. Улак до ст. Эльга". Цена контракта (договора) - 1 050 747 552 рубля.
- "Строительство дороги Херпути - Албазино длинной 111,9 км. Устройство поверхностного базисного постоянного склада ВМ. Устройство площадочных и межплощадочных дорого склада ВМ. Устройство подъездной дороги к складу ВМ. На объекте Албазинской ГОК". Цена контракта (договора) - 950 315 255 рублей.
- "Выполнение комплекса замельных работ на 1-й этап строительства". Цена контракта (договора) - 1 050 747 552 рубля.
Вместе с тем, согласно пункту 5 Приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) при выполнении работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн. рублей у участника закупки должен быть опыт исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс.
Также Заказчик по электронной почте (письмо от 26.01.2017) выслал копию Формы 7, подписанную генеральным директорам ООО "Строительно-дорожные машины", которая содержится в заявке участника закупки ООО "Строительно-дорожные машины", согласно которой у данного участника закупки общая численность персонала составляет 6993 человек.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заказчик не представил все необходимые документы, предусмотренные положениями Закона о контактной системе, в том числе заявку ООО "Строительно-дорожные машины", а Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу о том, что Единая комиссия неправомерно признала заявку участника закупки ООО "Строительно-дорожные машины" соответствующей требованиям Конкурсной документации, в связи с чем данный довод не нашел своего подтверждения.
Поскольку Заказчик на заседании Комиссии не представил все необходимые документы, предусмотренные положениями Закона о контактной системе, действия Заказчика, нарушают часть 26 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3.37 Административного регламента ФАС России, Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов по настоящему делу в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о принятии мер уголовно-правового характера в отношении должностных лиц Заказчика.
2. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условий контракта, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Подпунктом 6 части 1 статьи 95 Закона о контактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта возможно в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
В пункте 13.3 проекта контракта Конкурсной документации установлено, что государственный заказчик в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год оплачивает авансовые платежи, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных Контрактом работ в объеме произведенных авансовых платежей.
Согласно письменным пояснениям Заказчика (N 13-275 N 26.01.2017), дополнительное соглашение N 1 от 25.10.2016 заключено с подрядчиком, поскольку по требованию территориального органа Федерального казначейства размер аванса был скорректирован в меньшую сторону, под лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на 2016 год, а именно с 30 % до 29,3 %. Таким образом, Заказчик не выплачивал подрядчику 65 % аванса от стоимости контракта в 2016 году.
Кроме того, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательства, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
3. Также, Комиссией установлено, что согласно решению Комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 20.09.2016 по делу N К-1505/16 в действиях Заказчика при проведении Конкурса выявлены нарушения части 6 статьи 31, частей 13, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, частей 13, 24 статьи 34, части 26 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений части 6 статьи 31, частей 13, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, допущенных Заказчиком при проведении Конкурса, не выдавать в связи с тем, что предписание выдано от 20.09.2016 по делу N К-1505/16.
3. В связи с тем, что материалы по нарушению Заказчиком части 6 статьи 31, частей 13, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе переданы на основании решения от 20.09.2016 по делу N К-1505/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
4. Передать материалы от 31.01.2017 по делу N ВП-38/17 в части нарушения Заказчиком части 26 статьи 99 Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Передать материалы от 31.01.2017 по делу N ВП-38/17 в правоохранительные органы.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 января 2017 г. N ВП-38-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2017