Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия)рассмотрев жалобу ООО "КИТ-лидер" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО"(далее - Заказчик) при проведении Заказчиком,Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом"(далее -Специализированная организация) конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Строительство регионального центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае"(номер извещения 0573100002516000013) (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Специализированной организациейКонкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего требование о предоставлении участниками закупки в заявке на участие в Конкурсе декларации,подтверждающей, что участник не является офшорной компанией;
2) установившего в Конкурсной документации противоречивые требования к участникам Конкурса;
3) не установившего в проекте государственного контрактаКонкурснойдокументации надлежащим образом размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом;
4) не установившего в Конкурсной документации надлежащее описание объекта закупки;
5) не установившего в извещении о проведении Конкурса и изменениях в извещении о проведении Конкурсанадлежащим образом датуокончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе;
6) не установившего в Конкурсной документации надлежащим образом датуокончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе;
7) установившего в Конкурсной документации требование о наличии у участников финансовых ресурсов для исполнения контракта, несоответствующее постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
ПредставительСпециализированной организации не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении КонкурсаЗаказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при проведении Конкурса:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 29.12.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 652 368 860 руб.;
3) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
4) требованиям Конкурсной документации соответствуют 2 заявки, поданные участниками закупки;
5) победителем Конкурса признано ООО "ОКАЭС" с предложением о цене контракта 620 000 000 руб.
1. Частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о том, что участники закупки не должны являться офшорными компаниями.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии сподпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Конкурсной документации установлено требование о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.При этом Заказчик не требует предоставления документов в составе заявки на участие в Конкурсе подтверждающих, что участник закупки не является офшорной компанией.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в пункте 2.2 раздела 2, пунктах 3.2, 3.3 раздела 3 Конкурсной документации установлены не конкретные требования к участникам Конкурса, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
В пункте 2.2 раздела 2документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам Конкурса, в том числе: "Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к Участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В пункте 3.2документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки, которые могут быть установлены Заказчиком, а именно: "Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике конкурса, а так же информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника конкурса - юридического лица (указывается Заказчиком в "Информационнойкарте" настоящей документации)".
В пункте 3.3 документации об Аукционе установлены дополнительныетребования к составу заявки участника в случае, проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе: "а) Если предметом конкурса является выполнение работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии, выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации, выполнение работ по ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса; б) Если предметом конкурса является выполнение по конструированию и изготовлению оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии".
Вразделе 5 "Информационная карта" Конкурсной документации установлено:"Следующая информация и данные для конкретного конкурса на выполняемые работы уточняют и дополняют положения Конкурсной документации".
На заседании комиссии установлено, что в пунктах 13, 14 раздела 5 Информационная карта" Конкурсной документации указаны требования к участникам Конкурса, уточняющие указанные в пункте 2.2 раздела 2, пунктах 3.2, 3.3 раздела 3 Конкурсной документации требования.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в Конкурсной документации установлены не конкретные требования к участникам Конкурса, не нашел своего подтверждения.
3. На заседании Комиссии представитель Заявителя отозвал довод жалобы в части не установления Заказчиком в проекте государственного контрактаКонкурсной документации надлежащим образом размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании отзыва вышеуказанный довод Заявителя Комиссией не рассматривается.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 2.1 раздела 2Конкурсной документации установлено, что предложение о выполнении работ/оказании услуг/поставке товара заполняется в соответствии с требованиями раздела 8 "Техническая часть" Конкурсной документации.
В разделе 8"Техническая часть" Конкурсной документации Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристики объекта закупки, объем выполняемых работ.
На заседании Комиссии представитель Специализированной организации сообщил, что требования к объекту закупки установлены в соответствии с потребностями Заказчика.
При этом Заявителем на заседание Комиссии не представлены документы и сведения, подтверждающие обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5.В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Согласно сведениям с Официального сайта извещение о проведении Конкурса размещено Заказчиком - 29.12.2016.
При этом дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 24.01.2017.
Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении Конкурсаустановлен срок подачи заявок на участие в Конкурсе, соответствующий требованиям Закона о контрактной системе.
При этом согласно доводу жалобы Заявителя Заказчик,при внесение изменений в Конкурсную документацию, не установил датуокончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе надлежащим образом.
Согласно части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, или, если в извещение о проведении открытого конкурса такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в отношении конкретного лота должен быть продлен.
На заседании Комиссии установлено, что 13.01.2017Заказчик на Официальном сайте разместил информацию о внесении изменений в извещение о проведении Конкурса, при этом срок подачи заявок на участие в Конкурсе продлен до 01.02.2017 и составляет 12 рабочих дней.
Также, 18.01.2017Заказчик на Официальном сайте разместил информацию о внесении изменений в извещение о проведении Конкурса, при этом срок подачи заявок на участие в Конкурсе продлен до 02.02.2017 и составляет 10 рабочих дней.
Таким образом, Заказчикпри внесении изменений в извещение о проведении Конкурса, установил срок подачи заявок на участие в Конкурсе, соответствующий требованиям Закона о контрактной системе.
6.Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации установлено требование о наличии у участников финансовых ресурсов для исполнения контракта, несоответствующее Постановление N 99, так как указанное требование устанавливаются при оказание транспортных услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к опыту работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В приложении N 2 к Постановлению N 99 установлено, что в случае осуществления закупки на выполнение работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии, Заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам закупки, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на выполнение соответствующих предмету закупки работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом суммарная стоимость ранее исполненных контрактов (договоров) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс; наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора), включая гарантийные обязательства, недвижимого имущества, оборудования, технических средств с количественными, качественными и техническими характеристиками, установленными документацией о закупке, необходимыми для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора".
Согласно извещению о проведении Конкурса предметом Конкурса является выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Строительство регионального центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае".
В пункте 14 "Обязательные требования к участникам конкурса" раздела 5 Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие требования: "Наличие у Участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на выполнение работ по сооружению объектов использования атомной энергии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом суммарная стоимость ранее исполненных контрактов (договоров) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта на право, заключить который проводится конкурс. Наличие у Участника закупки на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения Контракта, включая гарантийные обязательства, следующего оборудования, технических средств с количественными, качественными и техническими характеристиками, установленными ниже, необходимого для надлежащего и своевременного исполнения контракта", что соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
При этом Заказчик не устанавливает требование о наличие у участников Конкурсафинансовых ресурсов для исполнения контракта.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "КИТ-лидер"необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 февраля 2017 г. N КГОЗ-027/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2017