Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 февраля 2017 г. N К-113-17
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Оникс" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского городского суда (далее - Заказчик) при проведении Аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк-автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем безопасности зданий Санкт-Петербургского городского суда (номер извещения 0172100007017000007) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком не даны ответы на запросы о разъяснении положений документации об Аукционе.
2. Заказчиком в приложении N 4 документации об Аукционе установлены показатели технических характеристик товара, не соответствующее ГОСТ, а именно в п. 142, п. 145, п. 147, п. 158, п. 167.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.01.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 22 666 820,96 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 13.02.2017;
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком не даны ответы на запросы о разъяснении положений документации об Аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком размещены в ЕИС все поступившие запросы о разъяснении положений документации об Аукционе, в которых разъяснения положений документации об Аукционе представлены по существу и в полном объеме, при этом указанные разъяснения не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не явился, и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1) Согласно доводу жалобы Заявителя, в пункте 142 "Канифоль сосновая тип 1" приложения N 4 документации об Аукционе установлен показатель "Температура размягчения" и показатель "Массовая доля золы" которые не соответствуют ГОСТ 19113-84, которому должен соответствовать товар, согласно требованиям документации об Аукционе.
В пункте 142 "Канифоль сосновая тип 1" приложения N 4 документации об Аукционе в том числе установлено: "ГОСТ 19113-84. СОРТ Первый; Второй. Температура размягчения должна быть + 69 С. Массовая доля золы не 0,04 %".
В таблице "Физико-химические показатели сосновой канифоли" ГОСТ 19113-84 установлено: "Температура размягчения для первого сорта не ниже 68 С. Температура размягчения для второго сорта не ниже 66 С".
Учитывая изложенное, инструкция по заполнению заявки позволяет участнику закупки указать значение показателя "Температура размягчения", не противоречащее требованиям ГОСТ 19113-84.
В таблице "Физико-химические показатели сосновой канифоли" ГОСТ 19113-84 установлено: "Массовая доля золы для первого сорта не более 0,04 %. Массовая доля золы для второго сорта не более 0,04 %".
Согласно положениям инструкции документации об Аукционе, показатель "Массовая доля золы" не может быть больше и не может соответствовать значению 0,04 %.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки документации об Аукционе не позволяет участнику закупки по показателю "Массовая доля золы" указать значение, соответствующее ГОСТ, а именно 0,04%.
Кроме того, согласно пункту 4.3 ГОСТ 19113-84 значение показателя "Массовая доля золы" в процентах рассчитывается по формуле, по результатам испытаний в отношении отобранных проб конкретного товара.
2) Согласно доводу жалобы Заявителя, в пункте 145 "Краски масляные тип 2" приложения N 4 документации об Аукционе установлен показатель "Массовая доля летучих веществ" и показатель "Степень перетира" которые не соответствуют ГОСТ 10503-71, которому должен соответствовать товар согласно документации об Аукицоне.
В пункте 145 "Краски масляные тип 2" приложения N 4 документации об Аукционе в том числе установлено: "ГОСТ 10503-71. Массовая доля летучих веществ не должна быть 12 %. Степень перетира не должна быть
90 мкм. Пленкообразующее вещество олифа комбинированная К-3, К-5, К-2".
В таблице N 1 ГОСТ 10503-71 установлено, что пленкообразующее вещество олифа комбинированная К-3, К-5, К-2 соответствует марки "МА-15".
В таблице N 1 ГОСТ 10503-71 установлено, что для марки "МА-15" массовая доля летучих веществ состовляет не более 12 %. степень перетира не более 90.
Согласно положениям инструкции документации об Аукционе, показатель "Массовая доля летучих веществ" не может быть больше и не может соответствовать значению 12 %, показатель "Степень перетира" не может быть больше и не может соответствовать значению 90 мкм.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки документации об Аукционе не позволяет участнику закупки по показателю "Массовая доля летучих веществ" и по показателю "Степень перетира" указать значение соответствующее ГОСТ, а именно 12 % и 90 мкм соответственно.
3) Согласно доводу жалобы Заявителя, в пункте 147 "Фланцы тип 2" приложения N 4 документации об Аукционе установлен показатель "Диаметр крепежных отверстий" не соответствующих ГОСТ 12815-80, которому должен соответствовать товар, согласно документации об Аукицоне.
В пункте 147, "Фланцы тип 2" приложения N 4 документации об Аукционе в том числе установлено: "ГОСТ 12815-80. Проход условный 40 мм. Диаметр крепежных отверстий не <18 мм.".
В таблице N 4 ГОСТ 12815-80 установлено, что при значении "Проход условный" 40 мм, диаметр крепежных отверстий соответствует значению 18 мм.
Таким образом, в соответствии с положениями инструкции документации об Аукционе, участник закупки может указать любое значение диаметра не более 18 мм., например 15 мм., которое будет соответствовать положениям инструкции, но противоречить требованиям ГОСТ, в соответствии с которым, значение данного показателя соответствует значению 18 мм.
4) Согласно доводу жалобы Заявителя, в пункте 158 "Кабели монтажные многожильные" приложения N 4 документации об Аукционе установлен показатель "Кабели стойкие к воздействию температуры" который не соответствует ГОСТ 10348-80, которому должен соответствовать товар, согласно документации об Аукционе.
В пункте 158 "Кабели монтажные многожильные" приложения N 4 документации об Аукционе, в том числе установлено: "ГОСТ 10348-80. Кабели стойкие к воздействию температуры "- 60_+ 80 С".
В пункте 2.5.1 и 2.5.2 ГОСТ 10348-80 установлено, что для кабелей стойких указано значение к воздействию температуры в диапазоне "- 50_+ 70 С".
Таким образом, в соответствии с положениями инструкции документации об Аукционе, участник закупки может указать диапазон значений например "- 55_ + 75 С", что будет соответствовать положениям инструкции, но противоречить требованиям ГОСТ, в соответствии с которым, диапазон значений по данному показателю уже.
5) Согласно доводу жалобы Заявителя, в пункте 167 "Сталь Оцинкованная" приложения N 4 документации об Аукционе установлены показатели технических характеристик противоречащее ГОСТ 14918-80, которому должен соответствовать товар, согласно документации об Аукционе.
В пункте 167 "Сталь Оцинкованная" приложения N 4 документации об Аукционе, в том числе установлено: "ГОСТ 14918-80. Группа ХШ; ПК; ОН. Группа по способности к вытяжке Н или Г или ВГ. Временное сопротивление разрыву от 255 МПа. Предел текучести должен быть 230 МПа".
Согласно таблице 16 ГОСТ 14918-80 группа по способности к вытяжке Н или Г или ВГ соответствует исключительно группе ХШ. Вместе с тем, группа ХШ не имеет техническую характеристику "Предел текучести". Показатель "Предел текучести" соответствует группе ПК и ОН, вместе с тем, данные группы не имеют техническую характеристику "Временное сопротивление разрыву".
Таким образом, согласно положениям инструкции документации об Аукционе, участник закупки в данной позиции может указать значение технической характеристики, которое будет соответствовать положениям инструкции, но противоречить требованиям ГОСТ.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки являться производителем товара и (или) иметь предлагаемый к поставке товар в наличии при подаче заявки для целей описания в составе заявки помимо сведений о самом товаре, также подробных сведений о процессе его технологического производства и компонентного состава.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе и ненадлежащее описание объекта закупки, нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит выводу о том, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине того, что по указанным основаниям, заявки участников закупки не отклонялись.
3. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 56 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пунктах 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
7) Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 1.6.2.2 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки, в том числе: "Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
На заседании комиссии представитель Заказчика также подтвердил, что требования к участникам закупки, установленные в информационной карте документации об Аукционе, не соответствуют пунктам 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что является технической ошибкой.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказника нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Оникс" обоснованной в части установления в приложении N 4 документации об Аукционе показателей технических характеристик товара, противоречащих ГОСТ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 февраля 2017 г. N 432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2017