Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 февраля 2017 г. N К-118-17
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Агроимпорт" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского городского суда (далее - Заказчик) при проведении, ЗАО "Сбербанк-автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию оборудования, инженерных систем и строительных конструкций здания Санкт-Петербургского городского суда (номер извещения 0172100007017000009) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик неправомерно установил требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Лицензия МЧС) и лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную территориальным органом безопасности (далее - Лицензия ФСБ) исключительно у исполнителя, по мнению Заявителя данное требование необходимо установить к участникам закупки для представления в заявки на участие в Аукционе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно завышена начальная (максимальная) цена контракта на 4 500 000 рублей.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.01.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 38 493 356 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 15.02.2017
1. Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно документации об Аукционе, объектом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию оборудования, инженерных систем и строительных конструкций здания.
В пункте 2.2.1 и 2.2.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что исполнитель обязуется предоставить Заказчику копии Лицензии МЧС и Лицензии ФСБ.
Кроме того, пунктом 1.4 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что участник Аукциона вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков).
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих необходимость наличия исключительно у участников закупки Лицензии МЧС и Лицензии ФСБ при выполнении работ в рамках данной закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно частям 1 - 2 статьи 22 Закона о контрактной системе одним из методов определения начальной (максимальной) цены контракта является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Также при проведении Аукциона Заказчиком для установления начальной (максимальной) цены контракта применялся метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе содержит раздел "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта".
Кроме того, на заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что согласно пункту 6.5 проекта контракта документации об Аукционе оплата оказанных услуг производится Заказчиком ежемесячно до 15 числа следующего за расчетным месяца согласно акту приемки оказанных услуг за первый отчетный период или за отчетный месяц, без авансирования.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком произведен расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией не рассматривается.
3. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 142 "Канифоль сосновая тип 1" приложения N 4 документации об Аукционе в том числе установлено: "ГОСТ 19113-84. СОРТ Первый; Второй. Массовая доля золы не 0,04 %".
В таблице "Физико-химические показатели сосновой канифоли" ГОСТ 19113-84 установлено: "Массовая доля золы для первого сорта не более 0,04 %. Массовая доля золы для второго сорта не более 0,04 %".
Согласно положениям инструкции документации об Аукционе, показатель "Массовая доля золы" не может быть больше и не может соответствовать значению 0,04 %.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки документации об Аукционе не позволяет участнику закупки по показателю "Массовая доля золы" указать значение соответствующее ГОСТ, а именно 0,04%.
Кроме того, согласно пункту 4.3 ГОСТ 19113-84 значение показателя "Массовая доля золы" в процентах рассчитывается по формуле, по результатам испытаний в отношении отобранных проб конкретного товара.
В пункте 145 "Краски масляные тип 2" приложения N 4 документации об Аукционе в том числе установлено: "ГОСТ 10503-71. Массовая доля летучих веществ не должна быть 12 %. Степень перетира не должна быть
90 мкм. Пленкообразующее вещество олифа комбинированная К-3, К-5, К-2".
В таблице N 1 ГОСТ 10503-71 установлено, что пленкообразующее вещество олифа комбинированная К-3, К-5, К-2 соответствует марки "МА-15".
В таблице N 1 ГОСТ 10503-71 установлено, что для марки "МА-15" массовая доля летучих веществ состовляет не более 12 %. степень перетира не более 90.
Согласно положениям инструкции документации об Аукционе, показатель "Массовая доля летучих веществ" не может быть больше и не может соответствовать значению 12 %, показатель "Степень перетира" не может быть больше и не может соответствовать значению 90 мкм.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки документации об Аукционе не позволяет участнику закупки по показателю "Массовая доля летучих веществ" и по показателю "Степень перетира" указать значение соответствующее ГОСТ, а именно 12 % и 90 мкм соответственно.
В пункте 147, "Фланцы тип 2" приложения N 4 документации об Аукционе в том числе установлено: "ГОСТ 12815-80. Проход условный 40 мм. Диаметр крепежных отверстий не <18 мм.".
В таблице N 4 ГОСТ 12815-80 установлено, что при значении "Проход условный" 40 мм, диаметр крепежных отверстий соответствует значению 18 мм.
Таким образом, в соответствии с положениями инструкции документации об Аукционе, участник закупки может указать любое значение диаметра не более 18 мм., например 15 мм., которое будет соответствовать положениям инструкции, но противоречить требованиям ГОСТ, в соответствии с которым, значение данного показателя соответствует только значению 18 мм.
В пункте 158 "Кабели монтажные многожильные" приложения N 4 документации об Аукционе, в том числе установлено: "ГОСТ 10348-80. Кабели стойкие к воздействию температуры "- 60_+ 80 С".
В пункте 2.5.1 и 2.5.2 ГОСТ 10348-80 установлено, что для кабелей стойких указано значение к воздействию температуры в диапазоне "- 50_+ 70 С".
Таким образом, в соответствии с положениями инструкции документации об Аукционе, участник закупки может указать диапазон значений например "- 55_ + 75 С", что будет соответствовать положениям инструкции, но противоречить требованиям ГОСТ, в соответствии с которым, диапазон значений по данному показателю уже.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования (не ограничиваясь приведенными примерами) приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки являться производителем товара и (или) иметь предлагаемый к поставке товар в наличии при подаче заявки для целей описания в составе заявки помимо сведений о самом товаре, также подробных сведений о процессе его технологического производства и компонентного состава.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе не надлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе и не надлежащие описание объекта закупки, нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 56 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пунктах 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
7) Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 1.6.2.2 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки, в том числе: "Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
На заседании комиссии представитель Заказчика также подтвердил, что требования к участникам закупки, установленные в информационной карте документации об Аукционе, не соответствуют пунктам 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что является технической ошибкой.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказника нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Агроимпорт" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 февраля 2017 г. N 432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2017