Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 февраля 2017 г. N П-9/17 РЕШЕНИЕ
по делу N П-9/17 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
20.12.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
в связи с поступлением информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы по теме "Исследование проблем нормативно-технического регулирования отношений в области обеспечения безопасности объектов ТЭК" для государственных нужд в установленной сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации (номер извещения - 0173100008312000134) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 ,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение об осуществлении проверки на предмет нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в действиях Заказчика при проведении Конкурса.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 24.10.2012;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки;
4) на основании части 5 статьи 26 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) Конкурс признан несостоявшимся;
5) Заказчиком заключен контракт от 10.12.2012 N 12/0411.0816900.241/13/213 (далее - Контракт) с ООО "Архонт" на сумму 5 000 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу данного закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного закона, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Заказчиком Конкурса осуществлялось в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно части 4 статьи 111 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55. 3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Пунктом 10 Информационной карты Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией объектом закупки является выполнение научно-исследовательской работы по теме "Исследование проблем нормативно-технического регулирования отношений в области обеспечения безопасности объектов ТЭК" для государственных нужд в установленной сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. Вместе с тем, из положений Конкурсной документации невозможно определить для каких именно видов работ требуется наличие лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
На заседании Комиссии сотрудники Заказчика выразили предположение о возможности предоставления сведений, составляющих государственную тайну, в ходе выполнения работ, являющихся предметом Конкурса. Вместе с тем, сотрудниками Заказчика не представлено доказательств, подтверждающих необходимость применения данного требования к участникам закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего излишние требования к участникам Конкурса, нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с пунктом 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о размещении заказов оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. При этом согласно части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов, порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Пунктом 18 Информационной карты Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе: "Цена контракта - 35 %. Сроки (периоды) выполнения НИР - 20 %. Качество научно-исследовательской работы и квалификация Участника конкурса - 45 %".
По критерию "Качество научно-исследовательской работы и квалификация Участника конкурса" установлены показатели:
"1. Степень соответствия предлагаемого Участником размещения заказа проекта Технического задания на выполнение НИР Техническим требованиям по предмету конкурса и требованиям Конкурсной документации - 40 баллов.
2. Квалификация Участника конкурса. Участник размещения заказа может для подтверждения своей квалификации представить документы, подтверждающие опыт выполнения аналогичных работ и документы подтверждающие наличие квалифицированного персонала- 60 баллов."
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки не позволяет определить предмет оценки, исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией по нестоимостному критерию оценки "Качество научно-исследовательской работы и квалификация Участника конкурса" и подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения баллов по указанному показателю.
Кроме того, в Конкурсной документации должным образом не раскрыто понятие "аналогичности", позволяющее определить предмет оценки, а также предложения в отношении объекта закупки, подлежащие оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостному критерию.
Таким образом, в Конкурсной документации не установлен надлежащим образом порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, что нарушает пункт 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны сведения о предмете государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации предметом Конкурса является выполнение научно-исследовательской работы по теме "Исследование проблем нормативно-технического регулирования отношений в области обеспечения безопасности объектов ТЭК" для государственных нужд в установленной сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 "Технические требования к выполнению работы" Технического задания Конкурсной документации установлено: "НИР должна отражать:
- объект исследования и разработки;
- цель работы;
- метод и методологию проведения работы;
- результаты работы и их новизну;
- значимость работы;
- прогнозные предположения о развитии объекта исследования.
В НИР должны быть приведены данные, отражающие сущность и основные результаты выполненной НИР.
НИР должна содержать:
а) выбор направления исследований, включающий обоснование направления исследования, способы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения НИР;
б) процесс теоретических исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований;
в) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований."
При этом объем работ, выполняемых исполнителем контракта, в Техническом задании Конкурсной документации не задан, поскольку содержание исследования в соответствии в Техническим заданием определяется исполнителем НИРа самостоятельно, в связи с чем не представляется возможным определить объем выполняемых работ.
Таким образом, действия Заказчика, неустановившего в Конкурсной документации объема выполняемых работ, нарушают пункт 4 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов.
4. Согласно пункту 12 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе: формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам размещения заказа разъяснений положений конкурсной документации в соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о размещении заказов.
Пункт 2.3 "Разъяснение положений Конкурсной документации" Конкурсной документации устанавливает, что "2.3.2. Любой Участник размещения заказа вправе направить в письменной форме Государственному заказчику запрос о разъяснении положений Конкурсной документации по форме, установленной в Конкурсной документации. В течение 2 (двух) рабочих дней со дня поступления указанного запроса Государственный заказчик направляет в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений Конкурсной документации, если указанный запрос поступил к Государственному заказчику не позднее, чем за 5 (пять) дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
2.3.3. В течение 1 (одного) дня со дня направления разъяснения положений Конкурсной документации по запросу Участника размещения заказа такое разъяснение будет размещено Государственным заказчиком на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания Участника размещения заказа, от которого поступил запрос".
Таким образом, действия Заказчика, неустановившего в Конкурсной документации конкретной даты начала и окончания срока предоставления участниками Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации, нарушают пункт 12 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного нарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 11, пункта 4 части 4 статьи 21, пунктов 12, 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
2. В связи с тем, что вышеуказанные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), а также по результатам Конкурса заключен контракт предписание об устранении нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 февраля 2017 г. N П-9/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2017