Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),рассмотрев жалобу ООО "ПРОДУКТ ТУТ"(далее - Заявитель) на действия ФКУЗ "Санаторий "Подмосковье" Министерства внутренних дел Российской Федерации"(далее - Заказчик)при проведении Заказчикомконкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания (номер извещения 0348100047216000119) (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчикапри проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего в Конкурсной документации по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" показатель "Качество, функциональные и потребительские свойства товаров", а также значимость по указанному показателю равную 30 %, что не соответствуетпостановлению Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок);
2) установившего порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в нарушение требований Закона о контрактной системе;
3) установившего в нарушение требований Закона о контрактной системе в Конкурсной документации ограничение на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 832).
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении КонкурсаЗаказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 30.12.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 11 459 990,22 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 14.02.2017.
1. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются согласно Правилам оценки заявок.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка"-процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 25 Правил оценки заявок установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с приложением N 1 Конкурсной документации установленыкритерии оценки заявок участников закупки: "Цена контракта" (значимость критерия - 70%), "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" (Значимость критерия - 30 %).
Для оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" Заказчиком применяетсяпоказатель оценки"Качество, функциональные и потребительские свойства товаров".
Учитывая, что Закон о контрактной системе, Правила оценки заявок не обязывают Заказчикапри установлении порядка оценки заявокиспользовать исключительно тепоказатели, которые установлены в пункте 25 Правил оценки заявок, Комиссия приходит к выводу, что для оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Заказчиком правомерно применяется показатель "Качество, функциональные и потребительские свойства товаров".
Вместе с тем,Приложением к Правилам оценки заявок величины значимости критериев оценки при поставке товаров устанавливаются следующим образом: минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 70, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) - 30.
Следовательно, в Приложение N 1 Конкурсной документации Заказчиком установлена значимостьнестоимостного критерия"Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"-30 % в соответствии с требованиями Правил оценки заявок.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Приложением N 1 Конкурсной документации установлено, чтооценка заявок по показателю "Качество, функциональные и потребительские свойства товаров"производится на основании предложения участника Конкурса о качестве предлагаемых к поставке пищевых продуктов (товаров) в зависимости от количества представленных участником Конкурса улучшенных характеристик товаров по шкале оценки от 0 до 100 баллов.
При этом предусмотренная Конкурсной документацией шкала оценки определяет, какое количество баллов присваивается предложению участника Конкурса по указанному показателюпри предоставлении того или иного количества улучшенных характеристик в отношении товаров.Так, например:
"-при предоставлении в составе предложения о качестве товаров 100 (ста) и более улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик товаров, но не менее чем в отношении 25 (двадцати пяти) % от общего количества наименований закупаемых пищевых продуктов (товара) - 5 (пять) баллов;
- при предоставлении в составе предложения о качестве товаров 200 (двухсот) и более улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик товаров, но не менее чем в отношении 25 (двадцати пяти) % от общего количества наименований закупаемых пищевых продуктов (товара) - 10 (десять) баллов;
- при предоставлении в составе предложения о качестве товаров 400 (четырехсот) и более улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик товаров, но не менее чем в отношении 50 (пятидесяти) % от общего количества наименований закупаемых пищевых продуктов (товара) - 20 (двадцать) баллов".
Согласно жалобе Заявителю не представляется возможным определить параметры продукта (то есть сорт, класс, группу),которые будут оцениваться конкурсной комиссией Заказчика как улучшенные характеристика товара. Так, например, по позиции107 "Чеснок свежий" не представляется возможным установитьпомологический сорт чеснока, который является для Заказчика предпочтительнее: "малозубковый или многозубковый".
Вместе с тем, положения Приложения N 1 Конкурсной документациираскрывают понятие улучшенных характеристик товара и содержат перечень тех параметров, о показателях которых должен представить сведения участник Конкурса в своем предложении и которые будут учитываться конкурсной комиссией Заказчика при подсчете баллов в качестве улучшенных характеристик товара. При этомбаллы заявке участника Конкурса присваиваются исходя из того, чтоодин показатель одного параметра равен одной улучшенной характеристике.
СогласноПриложению N 1 Конкурсной документацииулучшенными характеристиками товара являются следующие параметры товара и (или) его компонентов (при их наличии):
"сорт (если товар в соответствии с нормативной документацией подразделяется на сорта);
класс (если товар в соответствии с нормативной документацией подразделяется на классы);
группу (если товар в соответствии с нормативной документацией подразделяется на группы);
категорию товара (если товар в соответствии с нормативной документацией подразделяется на категории),
калибр товара (если товар в соответствии с нормативной документацией подлежит калибровке);
отклонения;
дефекты;
оценка органолептических свойств (если в соответствии с нормативно-технической документацией на товар такие свойства подлежат оценке)".
Вместе с тем, пунктом 5.8 Приложения N 1 Конкурсной документации установлено, что помологический сорт не является улучшенной характеристикой товара, в связи с чем не подлежит оценке конкурсной комиссией Заказчика.
Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что количество баллов, которые присваиваются заявке участника Конкурса, определяется "в зависимости от решения, принятого большинством членов комиссии", что нарушает требования Закона о контрактной системе.
Пунктом 5.7 Приложения N 1 Конкурсной документации установлено, что "если в предложении участника представлено 400 (четыреста) улучшенных характеристик, но в отношении 25 (двадцати пяти) % (процентов товаров) участнику присваивается бал от 10 (десяти) до 15 (пятнадцати) в зависимости от решения, принятого большинством членов комиссии, осуществляющих оценку заявок".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчик учитывает возможность того, что участник Конкурса может представить 400 улучшенных характеристик, но в отношении не 50 % товаров, а в отношении меньшего количества наименований товаров (в %) от общего количества наименований товаров, например, в отношении 25 % товаров. Пункт 5.7 Приложения N 1 Конкурсной документации предусматривает, что в таком случае участник Конкурса получает балл в соответствии с установленной шкалой оценки, исходяиз того, какое количество наименований товаров (в %) от общего количества наименований товаров в предложении участника Конкурса имеет улучшенные характеристики.
Учитывая изложенное, в Конкурсной документацииопределен перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией Заказчика и, соответственно, подлежащих представлению участниками Конкурса в своих заявках для получения оценки по нестоимостному критерию.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать в том числе информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Пунктом 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением N 832установлено ограничение на допускотдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 Постановления N 832 утвержден перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно Перечнюк такому товару относятся в том числе продукты, включенные в Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2): 10.51.30.100 "Масло сливочное", 10.51.51 "Молоко".
Пунктом 68 "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" информационной карты Конкурсной документации установлено ограничение на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 832.
Согласно извещению о проведении Конкурса от 30.01.2017 N ИИ2, Конкурсной документации объектом закупки является поставка продуктов питания, в том числе молока, масла сливочного.
Пунктом 3 ПостановленияN 832 установлено, что подтверждением страны происхождения товаров (пищевых продуктов), включенных в перечень, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в перечень. Наименование страны происхождения товаров (пищевых продуктов) указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.
Пунктом 69 информационной карты Конкурсной документации установлено, что документом, подтверждающим соответствие участника Конкурса установленному ограничению, является "декларация участником закупки страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в перечень Постановления N832".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что на пищевые продукты, не включенные в Перечень, согласно пункту 69информационной карты Конкурсной документации предоставление декларациистраны происхождения и производителя пищевых продуктовв соответствии с требованиями Постановления N 832не требуется.
Учитывая изложенное, установленное в Конкурсной документацииограничение на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, соответствуетЗакону о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования, к составу заявки на участие в открытом конкурсе.
Подпунктом "з" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или заверенные копии таких документов.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации не определен конкретныйперечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением N 832 и в отношении которых необходимо предоставить декларацию страны происхождения и производителя пищевых продуктов.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПРОДУКТ ТУТ"необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушениепункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, чтонарушение не повлияло на результаты Конкурса, по данному решению предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 февраля 2017 г. N КГОЗ-033/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2017