Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ЗАО "Геострой" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком запроса предложений на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Строительство второй очереди Фрунзенского радиуса от ст. "Международная" до ст. "Южная" (Шушары). Электродепо "Южное", включая проектирование (стадия РД). Завершение работ для нужд Санкт-Петербурга" (номер извещения 0372200067817000005) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно выбран способ определения подрядчика путем проведения Запроса предложений, поскольку цена контракта надлежащим образом не уменьшена пропорционально объему выполненных работ, также, по мнению Заявителя, изменен предмет контракта, поскольку в объект закупки включена поставка оборудования, которая не предусматривалась при выполнении обязательств по контракту от 23.06.2014 N КСМ-14.
2. Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении в составе заявки на участие в Запросе предложений копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрение настоящей жалобы назначено на 21.02.2017. Комиссией в целях полного, всестороннего рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, объявлен перерыв до 22.02.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 09.02.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 466 619 850 рублей;
4) на участие в Запросе предложений подано 3 заявки от участников закупки;
1. Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 83 Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе. При этом в случае, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта на основании настоящего пункта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгаемому контракту, а цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На заседании Комиссии установлено, что 07.05.2014 Заказчиком в ЕИС было опубликовано извещение о проведении конкурса с ограниченным участием N 0172200002514000037 на выполнение работ по объекту: "Строительство второй очереди Фрунзенского радиуса от ст. "Международная" до ст. "Южная" (Шушары). Электродепо "Южное", включая проектирование (стадия РД)" для нужд Санкт-Петербурга.
Заказчиком 23.06.2014 в ЕИС размещены сведения о контракте от 23.06.2014 N КСМ-14.
Заказчиком 02.12.2016 в ЕИС размещена информация о расторжении контракта от 23.06.2014 N КСМ-14.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что государственный контракт от 23.06.2014 N КСМ-14 расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке в связи с тем, что обязательства выполнялись подрядчиком ненадлежащим образом.
Государственным контрактом от 23.06.2014 N КСМ-14, предусмотрена возможность одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
Заказчиком 09.02.2017 в ЕИС опубликовано извещение о проведении запроса предложений от 09.02.2017 N 0372200067817000005 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Строительство второй очереди Фрунзенского радиуса от ст. "Международная" до ст. "Южная" (Шушары). Электродепо "Южное", включая проектирование (стадия РД)" Завершение работ для нужд Санкт-Петербурга.
Как следует из материалов по настоящей жалобе, по мнению Заявителя, изменен предмет контракта в части увеличения (дополнения) поставки оборудования (товаров), не предусмотренного расторгнутым вышеуказанным контрактном.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заявителя не указали и не представили ссылки, количество какого именно оборудования (товаров), по мнению Заявителя было увеличено (дополнено).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что для определения стоимости работ по завершению строительства объекта, из расчета в соответствующем уровне цен, исключена стоимость работ и затрат по ранее выполненным работам, также предмет закупки не был изменен и не увеличен (дополнен) иным оборудованием (товарами), не предусмотренными расторгнутым вышеуказанным контрактном.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик неправомерно выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), путем проведения Запроса предложений, не нашел своего подтверждения.
Ссылка Заявителя на неверное определение начальной максимальной цены контракта Комиссией отклоняется, поскольку контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с пунктом 3.37 Административного регламента ФАС России, Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов по настоящему делу в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для осуществления контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В подпункте 1.1.1 пункта 6 информационной карты документации установлено: "Наличие действующих свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, по предмету запроса предложений, выданных участнику саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, и в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее также - Перечень), на следующие виды работ: Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках
1.1. Разбивочные работы в процессе строительства.
1.2. Геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений.
2. Подготовительные работы
2.2. Строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений.
2.3. Устройство рельсовых подкрановых путей и фундаментов (опоры) стационарных кранов
3. Земляные работы
3.1. Механизированная разработка грунта.
3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками.
3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода.
4. Устройство скважин
4.2. Бурение и обустройство скважин (кроме нефтяных и газовых скважин).
4.3. Крепление скважин трубами, извлечение труб, свободный спуск или подъем труб из скважин.
5. Свайные работы. Закрепление грунтов
5.1. Свайные работы, выполняемые с земли, в том числе в морских и речных условиях.
5.3. Устройство ростверков
5.4. Устройство забивных и буронабивных свай.
5.9. Погружение и подъем стальных и шпунтованных свай.
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1. Опалубочные работы.
6.2. Арматурные работы.
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций
7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений.
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок.
7.3. Монтаж объёмных блоков, в том числе вентиляционных блоков, шахт лифтов и мусоропроводов, санитарно-технических кабин.
9. Работы по устройству каменных конструкций
9.1. Устройство конструкций зданий и сооружений из природных и искусственных камней, в том числе с облицовкой.
9.2. Устройство конструкций из кирпича, в том числе с облицовкой.
10. Монтаж металлических конструкций
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.
10.2. Монтаж, усиление и демонтаж конструкций транспортных галерей.
10.5. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций.
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами.
12.5. Устройство оклеечной изоляции.
12.6.Устройство металлоизоляционных покрытий.
12.7.Нанесение лицевого покрытия при устройстве монолитного пола в помещениях с агрессивными средами.
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций.
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования.
13. Устройство кровель
13.2. Устройство кровель из рулонных материалов.
13.3. Устройство наливных кровель.
14.Фасадные работы
14.1. Облицовка поверхностей природными и искусственными камнями и линейными фасонными камнями.
14.2.Устройство вентилируемых фасадов.
15. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений
15.1. Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации.
15.2. Устройство и демонтаж системы отопления.
15.4. Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха.
15.5. Устройство системы электроснабжения.
15.6. Устройство электрических и иных систем управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений.
16. Устройство наружных сетей водопровода
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных.
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей.
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов.
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода.
17. Устройство наружных сетей канализации
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных.
17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных.
17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей.
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев.
17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации.
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно.
20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно.
20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ.
20.8. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно.
20.10. Монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением до 35 кВ включительно.
20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройство защиты.
20.13. Устройство наружных линий связи, в том числе телефонных, радио и телевидения.
23. Монтажные работы:
23.1. Монтаж подъемно-транспортного оборудования.
23.2. Монтаж лифтов.
23.5. Монтаж компрессорных установок, насосов и вентиляторов.
23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации.
23.32. Монтаж водозаборного оборудования, канализационных и очистных сооружений.
23.33. Монтаж оборудования сооружений связи.
24. Пусконаладочные работы:
24.1. Пусконаладочные работы подъемно-транспортного оборудования.
24.4. Пусконаладочные работы силовых и измерительных трансформаторов.
24.5. Пусконаладочные работы коммутационных аппаратов.
24.6. Пусконаладочные работы устройств релейной защиты.
24.7. Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении.
24.8. Пусконаладочные работы систем напряжения и оперативного тока.
24.9. Пусконаладочные работы электрических машин и электроприводов.
24.10. Пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств.
24.11. Пусконаладочные работы автономной наладки систем.
24.12. Пусконаладочные работы комплексной наладки систем.
24.13. Пусконаладочные работы средств телемеханики.
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог
25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог
26. Устройство железнодорожных и трамвайных путей
26.1. Работы по устройству земляного полотна для железнодорожных путей
26.3. Устройство верхнего строения железнодорожного пути
26.4. Устройство водоотводных и защитных сооружений земляного полотна железнодорожного пути
26.5. Монтаж сигнализации, централизации и блокировки железных дорог
26.8. Устройство железнодорожных переездов
27. Устройство тоннелей, метрополитенов
27.7. Устройство пути метрополитена
29. Устройство мостов, эстакад и путепроводов
29.7. Укладка труб водопропускных на готовых фундаментах (основаниях) и лотков водоотводных
32. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)
33.2. Транспортное строительство
33.2.5. Метрополитены".
Вместе с тем, учитывая, что объектом закупки является выполнение строительных работ, следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации о закупке требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Геострой" обоснованной в части установления в документации неправомерного требования о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 22.02.2017 по делу N К-128/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Передать материалы дела от 22.02.2017 по делу N К-128/17 в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для осуществления контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 февраля 2017 г. N 432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2017