Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Радмир Групп" (далее - Заявитель) на действия Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту компьютерной и офисной техники (номер извещения 0174100002317000006) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Извещение о проведении Аукциона не содержит преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
2. В документации об Аукционе отсутствует требование к участникам Аукциона согласно пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В проекте контракта отсутствует срок оказания услуг, также срок его действия.
4. Документация об Аукционе содержит ненадлежащее описание объекта закупки.
Заказчик в письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 21.02.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 517 700 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 03.03.2017.
1. Согласно доводу Заявителя, извещение о проведении Аукциона не содержит преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно извещению о проведении Аукциона от 21.02.2017 в пункте 2 раздела "преимущества" установлено: "Участники закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями (в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ)".
Кроме того, согласно пункту 13 информационной карты документации об Аукционе установлено: "преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляется для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих довод, на заседании Комиссии не представил.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе отсутствует требование к участникам Аукциона согласно пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что документация не содержит данного требования к участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказника нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу Заявителя, в проекте контракта документации об Аукционе отсутствует срок оказания услуг, а также срок действия контракта.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе, срок оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту компьютерной и офисной техники составляет 5 месяцев с даты заключения контракта.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, отсутствие сроков оказания услуг в проекте контракта, срока его действия обусловлено невозможностью точного расчета даты заключения контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих довод, на заседании Комиссии не представил.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, документация об Аукционе содержит ненадлежащее описание объекта закупки по следующим пункта технического задания документации об Аукционе.
В пункте 8.1 технического задания документации об Аукционе установлено требование к исполнителю о необходимости в течение 10 рабочих дней провести комплексное техническое обследование оборудования Заказчика, перечисленного в Приложении N 2 к техническому заданию документации об Аукционе.
Согласно доводу Заявителя, отсутствует привязка времени к значению (с момента заключения контракта, с момента получения соответствующей заявки от заказчика).
В письменных пояснениях Заказчик пояснил, что срок 10 рабочих дней входит в общий срок оказания услуг и не является препятствием для надлежащего исполнения контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих довод, на заседании Комиссии не представил.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 9.1 технического задания документации об Аукционе, исполнитель оказывает услуги технической экспертизы оборудования Заказчика с целью выявления предельно изношенного, морально устаревшего оборудования или оборудования, ремонт которого нецелесообразен.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно включено в объект закупки оказание услуг по технической экспертизе, поскольку техническую экспертизу оборудования с целью выявления предельно изношенного, морально устаревшего оборудования или оборудования, ремонт которого нецелесообразен, с выдачей соответствующего документа (заключения, акта) могут осуществлять лица, не осуществляющие техническое обслуживание и текущий ремонт компьютерной и офисной техники.
В соответствии с пунктом 9.2. технического задания документации об Аукционе, техническая экспертиза проводится техническими специалистами Исполнителя в соответствии с текущими потребностями и по заявкам Заказчика, по методикам, указанным в технической документации производителя оборудования. В стоимость технической экспертизы входят, в том числе следующие работы:
§ диагностика оборудования;
§ определение технического состояния;
§ выявление неисправных компонентов;
§ определение износа отдельных компонентов оборудования и оборудования в целом;
§ экономическая оценка целесообразности ремонта/замены неисправных компонентов или оборудования в целом;
§ составление технического заключения состояния оборудования.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, техническая экспертиза, в понимании положений технического задания документации об Аукционе, включает ряд работ по диагностики, имеющегося у Заказчика оборудования, и не требует привлечения специальных экспертов, в том числе экспертного заключения.
В соответствии с пунктом 24.5 технического задания документации об Аукционе, исполнитель должен обеспечить наличие у Заказчика подменного оборудования в количестве 1 (одной) единицы каждой модели оборудования, эксплуатируемой Заказчиком, предназначенного для срочной замены вышедшего из строя оборудования. В случае использования подменного оборудования, Исполнитель, в течении трех дней, должен восполнить запас подменного оборудования той же модели.
В соответствии с приложением N2 к техническому заданию документации об Аукционе у Заказчика установлено 62 вида, типа оборудования и систем в количестве более 200 единиц.
Согласно доводу Заявителя, примерная стоимость запрашиваемого Заказчиком подменного оборудования может составлять от 50 до 80% от стоимости начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из положений технического задания документации об Аукционе, исполнителю необходимо, помимо оказания услуг по обеспечению бесперебойной работы компьютерной и офисной техники, обеспечить наличие аналогичного оборудования, имеющегося у Заказчика, с целью краткосрочной замены, в случае его поломки.
Вместе с тем, предметом Аукциона являются услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту компьютерной и офисной техники, а не поставка оборудования.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, Заказчиком 21.02.2017 в 16.23 опубликовано извещение о проведении Аукциона.
Вместе с тем, согласно документации об Аукционе дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе установлена на 28.02.2017 в 10.00.
Таким образом, действия Заказчика, сократившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе нарушает часть 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с приложение N 3 "Перечень услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту оборудования" к техническому заданию документации об Аукционе исполнителю необходимо выполнить, в том числе, все работы по ремонту вышедшего из строя оборудования Заказчика, перечисленного в приложении N 1 "Технический акт несоответствия качества услуг" к техническому заданию документации об Аукционе.
Вместе с тем, приложение N 1 содержит образец технического акта несоответствия качества услуг.
При этом, приложение N 5 "Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) запасных частей и комплектующих, используемых при оказании услуг по обслуживанию вычислительной техники и информационных систем" содержит перечень запасных частей и материалов.
На заседании Комиссии установлено, что в указанном приложении N 5 отсутствуют объем запасных частей, что приводит к невозможности определения объема услуг, подлежащих выполнению исполнителем, соответственно, надлежащим образом сформировать заявки.
Комиссия установила, что в извещении о проведении Аукциона, в документации об Аукционе установлена начальная (максимальная) цена контракта в размере 517 700 рублей. При этом документация об Аукционе не содержит указаний на начальную (максимальную) цену запасных частей.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
7. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При этом Комиссией установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об Аукционе, не содержит положений предусматривающих условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Радмир Групп" обоснованной в части не установления требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также ненадлежащего описания объекта закупки в части установления требования о наличии у Заказчика подменного оборудования.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, части 2 статьи 42, части 2 статьи 63, пункта 1 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 марта 2017 г. N 432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2017