На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение Самойлова А.П. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на изготовление и поставку открыток для нужд МИД России (номер извещения 0173100002217000006) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно, в технической части документации об Аукционе не указан размер конгревного тиснения золотой фольгой, в связи с чем не представляется возможным изготовить клише.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукцион Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее-ЕИС) - 14.02.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 564 400 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 26 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 25 участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 06.03.2017;
1. По мнению Заявителя, в технической части (далее - Техническая часть) документации об Аукционе не указан размер конгревного тиснения золотой фольгой Геральдического знака-эмблемы МИД России и надписей "С Новым годом!", в связи с чем не представляется возможным изготовить клише.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно Технической части документации об Аукционе товар изготавливается по образцу. Поставщик предоставляет Заказчику не менее 3 и не более 5 вариантов макета "Пилотного" образца для согласования.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих, что неустановление в Технической части документации об Аукционе размера конгревного тиснения золотой фольгой Геральдического знака-эмблемы МИД России и надписей "С Новым годом!" приводит к невозможности сформировать заявку на участие в Аукционе, а также ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе, содержащейся в документации об Аукционе, установлено, в том числе следующее: "В описании объекта закупки (Технической части (часть IV Документации об электронном аукционе)) заказчиком указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться".
Согласно пункту 26 части III "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать согласие участника Аукциона на поставку товара, а также конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в "Сведениях о функциональных, технических и качественных характеристиках товара, эксплуатационных характеристиках товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" Технической части (часть IV Документации об электронном аукционе), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения Товара.
Комиссия установила, что Техническая часть документации об Аукционе не содержит пункта "Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках товара, эксплуатационных характеристиках товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет определить в отношении каких именно показателей участникам необходимо сделать предложение в своих заявках.
Кроме того, учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об Аукционе к описанию участниками закупок товаров ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок, излишние требования к описанию участниками закупок в составе заявок характеристик товара, а также излишние требования к содержанию заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.03.2017 N 0173100002217000006-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "6" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с отсутствием наименования страны происхождения товара.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе объектом закупки является изготовление и поставка открыток для нужд МИД России.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком осуществляется закупка на выполнение работ по изготовлению под конкретный заказ. Следовательно, к изготовлению и поставке открыток для нужд МИД России не могут применяться требования, предусмотренные Законом о контрактной системе в части описания конкретных показателей поставляемого товара.
Учитывая, что в рамках данной закупки осуществляется выполнение работ по изготовлению открыток для нужд МИД России, а не поставка товара, положения Закона о контрактной системе о предоставлении в составе первой части заявки сведений в отношении наименования страны происхождения товара не применяются, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе участнику Аукциона с порядковым номером "6" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии установлено, что проект контракта документации об Аукционе не содержит обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 03.03.2017 по делу N ВП-60/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 марта 2017 г. N ВП-60-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2017