Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Пространство инноваций" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии Федерального агентства по делам молодежи (далее - Аукционная комиссия) при проведении Федеральным агентством по делам молодежи (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание комплекса услуг "Организация и проведение Форума молодежных организаций государств-участников СНГ" (номер извещения 0173100003516000124) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 31.12.2016 (далее - ЕИС);
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участник закупки;
6) победителем признан участник ООО "Максима" с минимальным предложением о цене контракта 3 800 000 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.02.2017 N 0173100003516000124-3 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "6" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что Заявитель в заявке на участие в Аукционе не указал конкретные показатели в отношении товаров, указанных в пунктах 8 и 12 Технического задания, а именно: цветов наборов маркеров для флипчартов; цветов наборов маркеров для работы на бумаге, а также указал несоответствующие характеристики в отношении товаров из пунктов 8, 11, 12, 13, 14 Технического задания, таких как, например: помещения, вместимости 70 человек; диаметра круглого сечения системы труб каркаса стенда Press Wall; плотности, белизны бумаги; объема пресс-релиза; количества национальных СМИ, посещаемости, просмотров, тиража, количества подписчиков пресс-релизов.
Вместе с тем, в документации об Аукционе установлено, что под конкретными показателями поставляемого или применяемого при выполнении работ, оказании услуг товара заказчиком понимаются все его функциональные, качественные и количественные характеристики, характеристики упаковки, гарантийный срок и иные показатели, содержащиеся в документации об Аукционе в электронной форме, а именно в отношении товаров, указанных в пунктах 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14 части III "Техническая часть".
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе, участникам закупки в составе заявок на участие в Аукционе необходимо указать: "наборы маркеров для флипчарта (цвет: синий; желтый, зеленый, красный, черный)", "набор маркеров для работы на бумаге (синий; розовый, желтый, зеленый, красный) - 5 наборов".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе символ " ; " (точка с запятой) следует читать как "или", символ " , " (запятая) следует читать как " и ".
Заявитель в заявке на участие в Аукционе указал: "набор маркеров для флипчарта (страна производитель: Китай). Цвет: синий; желтый, зеленый, красный, черный", "набор маркеров для работы на бумаге (страна производитель: Китай). Цвет: синий; розовый, желтый, зеленый, красный".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что предлагаемые в составе заявки цвета маркеров не противоречат требованиям документации об Аукционе.
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе, участник закупки должен обеспечить проведение форума в помещении, которое должно быть оснащено 70 (семьюдесятью) стульями (сидячими местами) переносимыми или раздвижными.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе, не допускается описание характеристик используемых товаров в виде неконкретных значений.
Заявитель в заявке на участие в Аукционе указал следующее: "помещение, которое будет оснащено 70 (семьюдесятью) стульями (сидячими местами) переносимыми и раздвижными.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что предложенные Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе виды стульев не противоречат требованиям документации об Аукционе.
Также, в соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе участникам закупки необходимо указать: "Каркас Press Wall стенда: Система труб круглого сечения диаметром 22-26 мм*".
В инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе установлено, что символ "*" имеет несколько значений: "Символ "*" (звездочка) означает, что крайние значения диапазона должны включаться в предлагаемое значение. В случае наличия при описании товара символа "*" (звездочка) данный символ имеет приоритетное значение по отношению к иным символам, знакам и условиям. В случае наличия символа "*" (звездочка в верхнем регистре) участник должен указать значение, с учетом настоящей инструкции в отношении остальных предлогов и символов, кратное пяти".
Заявитель в заявке на участие в Аукционе указал следующее: "Каркас стенда: Система труб круглого сечения диаметром 26 мм".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное положение инструкции вводит в заблуждение участников закупки, так как символ "*" звездочка и символ "*" звездочка в верхнем регистре схожи до степени смешения и их можно трактовать разными способами.
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе необходимо оказать услуги по обеспечению видеосъемки во время проведения форума. Участник закупки должен обеспечить организацию видеосъемки и создание 1 (одного) видеоролика. Видеоролик мероприятия должен содержать графическую заставку с названием Мероприятия и наименованием его организаторов, а также датой и местом проведения (разрешение от 320 до 720 пикселей по ширине, соотношение сторон кадра 4:3 или 16:9, формат ролика - AVI или FLV).
В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе: "использования предлогов "от" и "до" одновременно при описании диапазонных показателей, и значение в таких случаях следует указывать в виде диапазона без использования данных предлогов".
Заявитель в заявке на участие в Аукционе указал следующее: "Видеоролик мероприятия (разрешение 720 пикселей по ширине, соотношение сторон кадра 4 16:9, формат ролика - AVI).
Также, в соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе, необходимо оказать услуги по информационному обеспечению форума: "Требования к ресурсам для публикации пресс-релизов: посещаемость электронных ресурсов - не менее 2000 посетителей в день, не менее 5000 просмотров в день, что должно быть подтверждено данными открытых статистических счетчиков (например, Рамблер-Топ 100, Яндекс-метрика или эквивалент)".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе, "не менее" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение".
Заявитель в заявке на участие в Аукционе указал следующее: "посещаемость электронных ресурсов - 2000 посетителей в день, 5000 просмотров в день, что подтверждено данными открытых статистических счетчиков (Рамблер-Топ 100 и Яндекс-метрика)".
Кроме того, Комиссия, изучив Протокол, установила, что заявку участника с порядковым номером "2" отклонили в связи с тем, что участник закупки в заявке на участие в Аукционе указал несоответствующие характеристики в отношении товаров из пункта 14 Технического задания и не указал конкретные показатели в отношении товаров, а именно: открытых статистических счетчиков, из пункта 14 Технического задания документации об Аукционе, а именно: продолжительность видеоролика.
Вместе с тем, в соответствии с документацией об Аукционе, предметом контракта является оказание услуг по организации и проведению мероприятия "Организация и проведение Форума молодежных организаций государств-участников СНГ".
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что к вышеназванным услугам не могут применяться требования, предусмотренные Законом о контрактной системе для описания поставляемых товаров, в связи с тем, что предметом контракта является оказание услуг, а не поставка товара.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, используемый при оказании услуг и подлежащий описанию в соответствии с положениями документации в заявках, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего излишнее требования к описанию участниками закупок в составе заявок характеристик товаров, а также излишние требования к содержанию заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что изложенные нарушения явились основанием отклонения заявок с порядковыми номерами "2" и "6", Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Вместе с тем, Заказчиком не установлено в проекте государственного контракта положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
Таким образом, действия заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Приор" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения по делу от 02.03.2017 N К-137/17 Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 02.03.2017 N К-137/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 марта 2017 г. N К-151-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2017