На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "СтройГеоКомплекс" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - Заказчик), ГКУ Новосибирской области "Управление контрактной системы (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по оценке рыночной стоимости права аренды имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области (номер извещения 0851200000617000060) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru -08.02.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 51 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 17.02.2017;
5) на участие в Аукционе подано 16 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 16 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 20.02.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 11 участников Аукциона;
9) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
10) победителем Аукциона признано ООО АНО "ЛАВР" с минимальным предложением о цене контракта - 340 рублей.
1. В соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в электронном аукционе, поданных одним участником такого аукциона, аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с Законом о контрактной системе и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
На заседании Комиссии установлено, что в течение одного квартала в отношении вторых частей заявок Заявителя на участие в электронных аукционах N 0851200000617000057; 0851200000617000058; 0851200000617000060 были приняты решения об их несоответствии требованиям, предусмотренным документациями об электронных аукционах.
На заседании Комиссии представителем Оператора электронной площадки представлены сведения, подтверждающие, что заявка Заявителя на участие в Аукционе является третьей из заявок Заявителя, в отношении вторых частей которых в течение одного квартала приняты решения о несоответствии требованиям документаций об аукционах N 0851200000617000057; 0851200000617000058; 0851200000617000060.
Следовательно, Оператор электронной площадки, заблокировав денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, действовал в соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Оператор электронной площадки неправомерно заблокировал денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
2. Вместе с тем, согласно Протоколу подведения итогов Аукциона от 27.02.2017 N 0851200000617000060-3, заявка Заявителя признана не соответствующей документации об Аукционе в связи с отсутствием копии трудовых книжек (или копии трудовых договоров в случае работы по совместительству) не менее двух оценщиков, которые вправе осуществлять оценочную деятельность.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
При этом, дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению N 99 о дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов и аукционов и приложением N 2 к Постановлению N 99 в случаях отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием.
При этом, согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион, в случае если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 56 Закона о контрактной системе регламентирует случаи осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием уставленные в приложении N 2 к Постановлению N 99.
Согласно извещению о проведении Аукциона предметом закупки является оказание услуг по оценке рыночной стоимости права аренды имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области.
При этом Постановление N 99 устанавливает дополнительные требования к участникам закупки на оказание услуг по определению кадастровой стоимости в приложении N 2 к Постановлению N 99 в пункте 7 "Выполнение работ по определению кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки".
Вместе с тем, в соответствии с частью 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку на выполнение работ по определению кадастровой стоимости, в том числе путем проведения электронного аукциона без установления дополнительных требований, предусмотренных пунктом 7 приложения N 2 к Постановлению N 99.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик вправе осуществить закупку по определению кадастровой стоимости путем проведения конкурса с ограниченным участием с установлением дополнительных требований или иным способом без установления таких дополнительных требований.
Кроме того, участники закупки с порядковыми номерами "15", "6" признаны не соответствующими документации об Аукционе по аналогичному основанию Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия Оператора электронной площадки соответствующими Закону о контрактной системе.
2. Передать материалы от 07.03.2017 по делу N ВП-62/17 соответствующему должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки в отношении действий Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 марта 2017 г. N ВП-62-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2017