Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "РУСЬ-СТ С" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии ФКУ "Управление служебных зданий Федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" (далее - Конкурсная комиссия), ФКУ "Управление служебных зданий Федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" (далее - Уполномоченный орган), Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтно-реставрационных работ здания по адресу: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 11/2 стр.1 (номер извещения 0173100008917000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии, Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии, Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки на участие в Конкурсе участника закупки ООО "ТРАНС-ОЙЛ" (победитель Конкурса) соответствующей требованиям Конкурсной документации.
2. По мнению Заявителя, имеются признаки аффилированности между участником закупки ООО "ТРАНС-ОЙЛ" (победитель Конкурса) и Заказчиком.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия, Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 02.02.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 145 212 500 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущен 1 участник закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "ТРАНС-ОЙЛ" с минимальным предложением о цене контракта 143 760 375 рублей.
1. По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки на участие в Конкурсе участника закупки
ООО "ТРАНС-ОЙЛ" (победитель Конкурса) соответствующей требованиям Конкурсной документации, поскольку участником закупки в составе заявки представлено недействующее свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 8 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком установлено требование к участнику закупки о наличии действующего свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с приказом от 30.12.2009 г. N 624 Министерства Регионального развития Российской Федерации (далее - Свидетельство).
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе с ограниченным участием от 27.02.2017 N ПВК1 заявка ООО "ТРАНС-ОЙЛ" была подана 22.02.2017 в 11:30.
Согласно протоколу предквалификационного отбора от 28.02.2017 NППО1 ООО "ТРАНС-ОЙЛ" признано соответствующим требованиям Конкурсной документации.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа представил заявку ООО "ТРАНС-ОЙЛ" и пояснил, что в составе заявки представлено Свидетельство, выданное Некомерческим партнерством саморегулируемых организаций строителей особо опасных и технически сложных объектов "Спейстройнадзор" (далее - "Спецстройнадзор").
При этом на заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что 17.02.2017 "Спецстройнадзор" исключено из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитетектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.02.2017 N СП-4.
На заседании Комиссии представитель ООО "ТРАНС-ОЙЛ" пояснил и подтвердил, что на момент подачи заявки на участие в Конкурсе у участника закупки ООО "ТРАНС-ОЙЛ" в составе заявки представлено недействующее Свидетельство.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки
ООО "ТРАНС-ОЙЛ" на участие в Конкурсе соответствующей требованиям Конкурсной документации.
Действия Конкурсной комиссии, признавшей заявку
ООО "ТРАНС-ОЙЛ" соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Конкурсной документации, не соответствуют части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. По мнению Заявителя, между участником закупки ООО "ТРАНС-ОЙЛ" (победителем Конкурса) и Заказчиком имеются признаки аффилированности, поскольку указанные стороны пользуются одной электронной почтой, а именно "oipt@list.ru".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что в соответствии со сведениям реестра контрактов ЕИС у ООО "ТРАНС-ОЙЛ" идентичный адрес электронной почты с Заказчиком.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что ранее Заказчиком проводилась закупка с номером извещения 1770852516715000028, исполнителем которой являлось ООО "ТРАНС-ОЙЛ".
В реестре контрактов ЕИС у ООО "ТРАНС-ОЙЛ" указан адрес электронной почты "oipt@list.ru" по причине того, что специалист Уполномоченного органа, вносивший информацию в реестр контрактов не располагал достоверными сведениями об адресе электронной почты ООО "ТРАНС-ОЙЛ" и, как следствие, указал адрес электронной почты контрактной службы Заказчика, а именно "oipt@list.ru".
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода жалобы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Согласно пункту 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 40%;
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия: 60% (далее - Критерий N2);
В рамках Критерия N2 установлены показатели "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" (коэффициент значимости - 40), "Деловая репутация" (коэффициент значимости - 30), и "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта. Дополнительные предложения в отношении объекта закупки" (коэффициент значимости - 30) (далее - Показатель N 3).
В рамках Показателя N 3 установлен следующий порядок оценки:
"По показателю "Дополнительные предложения в отношении объекта закупки" оценке подлежит количество заявленных участником закупки, сверх представленного заказчиком в документации о проведении конкурса, используемых материалов при проведении работ с обязательным указанием их технических характеристик в соответствии с ГОСТ и привязкой к работам, содержащимся в ведомости объемов работ.
В качестве документов, подтверждающих дополнительные предложения в отношении объекта закупки, участником закупки должно быть предоставлено предложение участника закупки в отношении объекта закупки, содержащее заявленные, сверх представленного заказчиком в документации о проведении конкурса, используемые материалы при проведении работ с обязательным указанием их технических характеристик в соответствии с ГОСТ по форме указанной в п.10 Технического задание "Ведомость используемых материалов при выполнении работ") и привязкой к работам по форме указанной в ведомости объемов работ п.9 Технического задания "Ведомость объемов работ".
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику закупки, который предоставил копию технического задания заказчика, либо не предоставил дополнительные предложения в отношении объекта закупки, либо технические характеристики хотя бы одного из материалов не соответствуют ГОСТ, либо технические характеристики хотя бы одного из материалов не соответствуют предложению участника закупки относительно использования предлагаемого материала, либо в предложении Участника закупки содержаться менее 5 (пяти) технических характеристик предлагаемых к использованию материалов.
Участнику закупки, представившему наибольшее количество заявленных, сверх представленного заказчиком в документации о проведении конкурса, используемых материалов при проведении работ с обязательным указанием их технических характеристик в соответствии с ГОСТ и привязкой к работам, содержащимся в ведомости объемов работ, присваивается максимальное количество баллов по показателю.
Остальным участникам закупки присуждаются баллы пропорционально уменьшению количества заявленных, сверх представленного заказчиком в документации о проведении конкурса, используемых материалов при проведении работ с обязательным указанием их технических характеристик в соответствии с ГОСТ и привязкой к работам, содержащимся в ведомости объемов работ, в заявке, по формуле: НЦК3=100х(Вi/Вmax), где: НЦК3 - это количество баллов присуждаемых "i" заявке по показателю "Дополнительные предложения в отношении объекта закупки"; Вi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Вmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки".
Таким образом, в соответствии с Показателем N 3 оцениваются дополнительные предложения в отношении объекта закупки, представленные участниками закупки в составе заявок. При этом дополнительные предложения в отношении объекта закупки не подлежат оценке в рамках критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", поскольку указанные сведения определяют качество услуг в отношении объекта закупки, предлагаемые участниками закупки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
4. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса должна содержать наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 27 Информационной карты Конкурсной документации проектная документация размещена на сайте www.roszeldor.ru/bidding/public_torg.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что проектно-сметная документация не размещена в ЕИС в составе Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего на Официальном сайте проектно-сметную документацию в полном объеме, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РУСЬ-СТ С" обоснованной в части неправомерного допуска участника закупки ООО "ТРАНС-ОЙЛ" к участию в Конкурсе.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 14.03.2017 по делу N К-165/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 марта 2017 г. N К-165-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2017